Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (65) March, 2019

History of architecture

Bylova Natalia S.

Doctoral student
Ural State University of Architecture and Art

Russia, Yekaterinburg, e-mail: nataly.bylova@mail.ru

Akchurina Natalia S.

PhD. (Architecture), Professor, Architectural Design,
Ural State University of Architecture and Art

Russia, Yekaterinburg, e-mail: akchurinans@mail.ru

Sergeev, Andrey A. Sergeyev, Andrey A. A.

PhD. (Architecture)
Omskgrazhdanproekt Research and Design Institute

Russia, Omsk, e-mail: saa500@mail.ru

INDUSTRIAL ARCHITECTURE OF OMSK IN THE 19th–20th CENTURY

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.113

Abstract

The article is devoted to the historical value of the 19th-20th century industrial architecture in Omsk and approaches to the conservation and reuse of industrial heritage. The town-planning preconditions for the development of industrial and infrastructural objects in urban environment are considered. Using the ‘Yeast and Wine Distillery’ as an example,prospects for the reuse of the industrial heritage in Omsk are considered.

Keywords: industrialheritage, architecture of Omsk, industrial conversion, industrial architecture

В городах постсоветского пространства большую роль играют промышленные территории, хранящие следы прошлого. Будучи более крупными по масштабу и более выразительными по формам, чем жилые дома, они были доминантами в городской застройке. Являясь в прошлом ядром развития города, сейчас они остановлены и представляют собой неиспользуемое городское пространство, многие из них попросту разрушены или находятся в руинированном состоянии. Несмотря на то, что предприятия утратили свою основную функцию, сами здания сохранили историческую и художественную ценность.

Градообразующая роль промышленных предприятий возросла в период классицизма, во второй половине XIX в., когда большинство из них расширялись и перестраивались из деревянных в каменные. В результате этого процесса завершилось их формообразование, определился архитектурный облик, выявилось окончательное положение предприятий в городском пространстве. В XIX в. заводские территории были компактными с небольшими заводскими постройками, поэтому возможностей совершенствования художественных приемов у промышленной архитектуры было намного больше.

Позже, в советские годы, возникает проблема однообразности индустриальной застройки. Это связано с ростом масштаба промышленности, изменением технологии и характера производства, вследствие чего архитектурной эстетике промпредприятий стало уделяться меньше внимания, чем функциональности. Здания становились достаточно простыми без использования декоративных элементов. Напротив, промышленные сооружения и комплексы XIX – начала XX в. не были лишены художественно-эстетических качеств, неся в себе элементы стилистического направления того времени. Они обладали архитектурной индивидуальностью и богатой пластикой фасадов. Наряду с такими городами, как Екатеринбург, Томск, Барнаул и т.д., Омск славился уникальностью промышленной застройки, частично сохранившейся до наших дней. Это наследие составляет ценный архитектурный пласт, являясь свидетелем расцвета купеческого города.

В качестве одной из проблем стоит отметить малоизученность и скудные исторические сведения о промышленной архитектуре Омска, более того, многие из ее образцов полностью разрушены, имеют архитектурные пристройки более позднего периода, находятся в заброшенном состоянии, что усложняет процесс доступа и их изучения. Это является следствием недостаточного понимания ценности старых зданий, важности их сохранения и адаптивного использования. Более того, синтез старого и нового, сочетание современной высокотехнологичной архитектуры и исторических стилей, слияние прошлого и настоящего позволит архитектору получить совершенно новые архитектурные формы и обогатить городскую среду.

 

Рис. 1. Дрожже-винокуренный завод. 1930-е гг. Источник: http://froged55.livejournal.com 

В ряду промышленной застройки Омска отметим дрожже-винокуренный завод, открытый в 1897 г., который выделялся монументальностью и огромным значением в контексте градостроительного плана города (рис. 1).

С середины XIX в., в 1843 г., Альфонс Фомич Поклевский-Козелло, представитель литовского дворянского рода, становится владельцем первого иртышского парохода «Основа» и создателем первых коммерческих линий. Им основана первая пароходная компания на Иртыше (1846). Поэтому постройка в Омске дрожже-винокуренного завода входила в его долгосрочные планы.

Наследники «Торгового дома А.Ф. Поклевского-Козелло» осознавали роль такого предприятия и его перспективы развития, поскольку хлеб был главной пищей на Руси. Но какой хороший хлеб без дрожжей?

Изначально производство дрожжей из зерна и выгонка спирта из отходов производства производились кустарным способом в частных подворьях. В 1897 г. на берегу Иртыша появляется монументальное здание дрожже-винокуренного завода. Его главный корпус являлся доминантой ул. Капцевича, основной в Кадышевском форштадте (ныне ул. Красный Путь). Данный комплекс интересен тем, что представляет собой не просто отдельное здание дрожжевого завода, а небольшой городок, усадьбу, где было множество построек. На плане 1922 г. видно, что, помимо здания завода, на территории размещались ремонтные мастерские, кузница, склады сырья и готовой продукции, огород, а также жилье для работников завода (рис. 2).

Рис. 2. План дрожжевого и винокуренного завода в Омске (план усадьбы). 1922. Источник: Исторический архив Омской области. Ф. 294

Стоит отметить грамотное градостроительное размещение комплекса. Поскольку у такого завода была большая потребность в воде и значительные промышленные стоки, он размещался за городской чертой, на берегу, ниже по течению Иртыша. Это обеспечивало удобную погрузку готовой продукции для доставки в другие города, такие как Тобольск.

В архитектурном плане комплекс выполнен в распространенном в то время «кирпичном стиле» из красного глиняного кирпича, изготовленного на местных кирпичных заводах. Этот стиль был характерен для промышленных построек XIX – начала XX в. в Екатеринбурге, Саратове, С-Петербурге и т.д. (эдание «Товарищества электрического освещения Андрей Елтышев и Ко», 1894, арх. А.С. Чирковский, Екатеринбург; Винные склады, 1901, арх. А.Н. Клементьев и Мельница и торговый дом Э.И. Бореля, 1876, арх. Салько А.М. в Саратове; Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л.Е. Кенига и Калинкинский пивоваренный завод в С-Петербурге и др).

В комплексе прослеживается трехчастная композиция плана и фасадов с ярко выраженным объемом бродильного отделения и разделочной. Также над комплексом возвышается выразительный объем, где размещалась винтовая лестница для доступа на верхние этажи предприятия. Изысканная и насыщенная пластика фасадов подчеркнута за счет пилястр, высоких ступенчатых аттиков и арочных окон, которые составляют основу композиции. Это придает зданию живописный романтический облик, больше напоминающий средневековую крепостную архитектуру, чем утилитарное промышленное сооружение. Оконные проемы выполнены с лучковым завершением нескольких типов: от больших витражных до средних и узких в бродильном и разделочных отделениях. Внешнее убранство фасадов имеет трехчастное членение с промежуточными карнизами на втором и третьем ярусе и дентикул под завершающим карнизом. Пластика фасада с ярко выраженной вертикальной ориентацией подчеркнута пилястрами и оформленным декоративным карнизом, венчающим здание.

Владельцы старались акцентировать здания предприятий на фоне окружающей частной застройки. Было понимание, что это своего рода реклама производства и его владельца, поэтому здания были неповторимы в архитектурном плане, хотя строились с подчинением функциональному наполнению.

С течением времени на заводе происходил процесс наращивания объемов производства, в связи с чем требовались новые мощности и оборудование. С приходом Советской власти завод переименовывался, но продолжал функционировать до 1925 г., когда произошел процесс его слияния с солодоваренным заводом им. 5-й армии. Новые капитальные вложения, реконструкция, установка нового оборудования в стенах старого здания повлекли за собой изменения в интерьере предприятия.

В самом высоком объеме здания, где изначально находилась лестница для доступа на верхние уровни, были демонтированы поэтажные перекрытия. В бродильном отделении, в изначально существующих перекрытиях, появились технологически необходимые округлые отверстия (рис. 3).

 

Рис. 3. Интерьер дрожже-винокуренного завода после изменения технологического процесса производства.
Фото из личного архива

В связи с длительностью эксплуатации здания, в частности основного корпуса, одна из стен главного цеха пришла в аварийное состояние. Связано это было с оседанием пара и различных кислот на стенах, что и приводило к разрушению. В 1959 г. завод был остановлен на аварийный ремонт. В ходе ремонта демонтировано все оборудование и в главном цехе установлены восемь металлических колонн, на которых смонтированы перекрытия и возвращено все необходимое оборудование для продолжения функционирования завода (рис. 4). Как показало натурное обследование, все капитальные исторические перекрытия в той или ной степени подверглись изменениям.

 

Рис. 4. Интерьер дрожже-винокуренного завода после установки металлических этажерок. Фото из личного архива

На протяжении всего XX в. территория дрожжевого завода и прилегающая к ней была занята крупными градообразующими предприятиями – Сибзаводом, судоремонтным и дрожжевым заводами. Они соседствовали с жилыми и общественными зданиями. Позже произошло вытеснение производства из города в связи со спецификой промышленного производства и развитием технологического процесса. В середине 2000-х гг. производства были перенесены в современные корпуса, а территория Сибзавода застроена новым жилым комплексом. Выгодное расположение рядом с центром города, близость Иртыша и парка «Зеленый Остров» делают эту территорию привлекательной для будущих новоселов и горожан. В настоящее время только территория дрожже-винокуренного завода остается нетронутой. Здание заброшено с 2005 г. Завод, некогда возвышавшийся над одноэтажной застройкой города, сейчас окружен плотной многоэтажной застройкой и парком «Зеленый Остров» (рис. 5).

 

Рис. 5. Здание дрожже-винокуренного завода в современной городской застройке. Фото из личного архива

Сам комплекс с ростом темпов производства обрастал новыми производственными корпусами и пристройками. Если до войны они соответствовали архитектуре завода, то в послевоенные годы это были функциональные постройки, не имеющие архитектурной ценности. Более того, они закрыли большую часть фасадов оригинального старого здания завода (рис. 6).

 

Рис. 6. Здание дрожже-винокуренного завода – ценность застройки. Фото из личного архива

Такая ситуация – расположение вблизи городского центра, невозможность существования прежней функции, большое количество непривлекательных позднейших пристроев, а также новое архитектурное окружение (как правило, многоэтажные жилые районы) – является общей во многих чертах для большинства сохранившихся памятников промышленной архитектуры. В связи с этим можно определить две первоочередные задачи для реновации таких объектов:

1. Выделить сохраняемую архитектуру из более позднего окружения, не представляющего ценности, и составить паспорт сохраняемых построек.

2. Проанализировать возможные направления реновации территории (элемент городского центра, центр района) и предложить наиболее подходящее новое функциональное наполнение, которое позволит оптимально использовать сохраняемое здание не только как архитектурную декорацию, но и как полноценный элемент новой городской среды.

Сегодня остро стоит вопрос о реновации старых промышленных территорий на центральных городских территориях, оказавшихся окруженными новой современной застройкой. Синтез старых и новых архитектурных форм, сочетание современной высокотехнологичной архитектуры и исторических стилей, слияние прошлого и настоящего позволят зодчим создавать совершенно новые архитектурные ансамбли и решать существующую проблему, меняя функциональное назначение сохранившихся промышленных зданий, утративших свое значение для промышленного использования, но не потерявших своей архитектурной ценности. В свете актуального сегодня средового подхода в архитектуре и градостроительстве, позволяющего сохранить «связь времен» через архитектурные объекты разных эпох, наполненные новым современным звучанием, реновация таких объектов становится сегодня путем, обеспечивающим преемственность в развитии городской архитектурной среды.

References

1. Kochedamov, V.I. (1960) Omsk. How the City Grew and Was Built. Omsk: Omsk Book Publishing House. (in Russian)

2. Maslov, K.M. (1998) Landmarks of the Big Journey: Omsk Yeast Factory: Pages from History. Omsk. (in Russian)

3. Novikov, N. (1989) Reconstruction as a Process. Architecture of the USSR, March-April, p. 111–116.(in Russian)

4. Privately held company «Dromass».Historical Archive of Omsk Region. F. 17. О. 1.D. 133, 141. (in Russian)

5. Khrapova, N.S. Development of the City Environment in the 19th Century According to Statistical Bulletins on the Condition of Omsk.[Online]. IAOO.RU: Historical Archive of Omsk Region. Available from: http://iaoo.ru/note310.html (in Russian)

6. Stiegliz, М.S. (1996) Industrial Architecture of Petersburg. 2nd ed. Saint-Petersburg:Neva. (in Russian)

Citation link

Bylova, N.S., Akchurina, N.S., Sergeev, A.A. INDUSTRIAL ARCHITECTURE OF OMSK IN THE 19th–20th CENTURY//Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_1/11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 24.01.2019
Views: 230