Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (65) March, 2019
Theory of architecture
Paley Ekaterina S.
Lead Architect, «Architectural Studio «Sergey Kisselev & Partners»;
PhD degree-seeking candidate, Department of Soviet and Contemporary Foreign Architecture
Research supervisor: Professor N.L. Pavlov, Doctor habil. (Architecture).
Moscow Institute of Architecture (State Academy),
Russia, Moscow, e-mail: ekpaley@gmail.com
EUROPEAN UNIVERSITY’S PUBLIC SPACE IN HISTORICAL EVOLUTION
УДК: 727.05:378.4
Шифр научной специальности: 38.712:74.58
Abstract
Keywords: public space, inner court, vestibule, galleries, multistory space
Теме истории развития архитектуры университетов Европы посвящено множество научных трудов. В данной статье особое внимание уделяется формированию главного общественного пространства университета. Принципы формирования общественного пространства прослежены на примерах образовательных зданий от первых гимнасиев древней Греции до университетов конца XIX в. В настоящее время архитекторы уделяют особое внимание построению общественного пространства, в связи с этим актуальность данного исследования несомненна.
Исследование выполнено на основе изучения литературы, в том числе иностранной, натурных обследований и фотофиксации.
Зарождение общественного пространства университета берет начало в первых учебных заведениях древней Греции – гимнасиях, где оно представлено в виде перистильного двора с площадкой для атлетов. Двор занимает центральное место и ориентирован на алтарь. В центре образовательного процесса – физическая культура. Двор носит образовательную и общественную функцию [2]. Вокруг двора расположены учебные помещения. В гимнасии в Милете II в. до н.э. они располагаются с торцевой стороны двора, противоположной входу, в гимнасии в Приене с двух сторон, в Гимнасии в Эпидавре 380–330 г. до н.э. – с четырех сторон. Проведенный анализ показал, что, в связи с появлением новых дисциплин, развитие идет по пути увеличения и усложнения системы помещений, окружающих двор (рис. 1 а–в).
Рис. 1. Учебные заведения древней Греции: а) Гимнисий в Милете II в. до н.э. [2 с. 336];
б) Гимнасий в Приене [2, с. 337]; в) Гимнасий в Эпидавре 380–330г. до н.э. [2, с. 271]
Рис. 2. Буддийский университет Наланда, Индия, V–VI вв.
Анализ выявил похожую схему в учебных заведениях Востока. В комплексе буддийского университета Наланда, Индия, V–VI вв., центральное общественное пространство университета представлено протяженной площадью, на которую выходили несколько храмов и семь монастырей. В каждом из зданий в качестве центрального общественного пространства выступал внутренний двор, окруженный галереями, куда выходили монашеские кельи. Двор ориентирован на святилище со ступой или с изображением Будды, которое располагалось напротив входа. Здесь проходили общие молитвы и ритуалы. В центре образовательного процесса – учение Будды. Постепенно намечается тенденция разделения образовательного и общественного пространства.
В традиции ислама главное общественное пространство медресе – центральный двор, окруженный галереями, куда выходили худжры1 и учебные помещения – аудитории, расположенные в углах комплекса. В торцевой стороне, как правило, противоположной входу, располагается дарсхана2 с михрабом3, ориентированным на Мекку. В центре образовательного процесса – молитва. Примером является Сирчали-медресе, построенное по проекту мастера Мехмеда сына Османа из Туса в 1243 г. в Конье (Турция) (рис. 3а). Особый интерес представляют проекты, где двор перекрыт куполом. Примером является медресе Индже-минар 1258 г. в Конье (Турция) (рис. 3б). Здесь в центре двора, перекрытого куполом, расположен фонтан, над которым в куполе организован световой фонарь. Подобный тип двора является прообразом современных многосветных пространств. Особенность купольных пространств медресе – отсутствие галерей, помещения (худжры и учебные аудитории) выходят непосредственно во двор. В приведенных примерах медресе худжры располагаются только по боковым сторонам двора. В более поздних постройках, например в медресе Йилдырыма Баязида 1399 г., Бурса (Турция) и медресе Зеленое 1415 г., Бурса (Турция) худжры располагаются с трех сторон (двух боковых и входной стороны) (рис. 3в). Отличительной особенностью этого периода является то, что к торцевой стороне двора, противоположной входу, как бы пристроено здание дарсханы, выделяющееся из общего объема. В более поздних постройках, например медресе в Харгирде, построенном по проекту зодчего Кавам ад-Дин Ширази, 1449 г., в Харгирде (Турция) худжры окружают двор со всех сторон (рис. 3г). В центре двора размещается бассейн или фонтан для ритуального омовения. Примечательно, что в этом проекте ярко выражен купольный вестибюль, по сторонам которого располагаются мечеть и аудитория. Анализ показал, что развитие идет по пути усложнения системы помещений, окружающих двор, увеличения их площади и окончательного перемещения образовательной функции из внутреннего двора в специально выделенные помещения (рис. 3 а–г) [4].
Рис. 3. Медресе. а) Сирчали-медресе, Конья (Турция), мастер Мехмед сын Османа из Туса, 1243 г. Конья (Турция) [4, c. 441]; б) Медресе Индже-минар, 1258 г. Конья (Турция) [4, c. 441]; в) Медресе Зеленое, 1415 г. Бурса (Турция) [4, c. 455]; г) Медресе в Харгирде, зодчий Кавам ад-Дин Ширази, 1449 г. Харгирд (Турция) [4, c. 168]
В средневековой Европе центрами образования становятся монастыри. При монастырях организовывались школы и общежития для учащихся [5]. Главное общественное пространство средневекового монастыря представляло собой внутренний двор, как правило, квадратной формы. Двор окружен галереями, к которым примыкают различные постройки, в состав которых входили школы, кельи, больницы, хозяйственные постройки и т.д. В центре образовательного процесса – молитва. В XI–XII вв. складывается устойчивая схема, при которой галереи двора с южной стороны примыкают к Т-образной в плане капелле. В центре двора, как правило, установлен фонтан или крест. В монастырях Италии, Сицилии и Испании бассейн для омовения, колодец или фонтан располагались не в центре двора, а в одном из углов клуатра. Учебные помещения выведены в отдельное здание, входящее в состав монастырских построек (рис. 4) [3, с. 97–100].
Рис. 4. Монастырь Клюни XI–XII вв. (Франция) [3, с. 97–100]
Следующая ступень развития общественного пространства европейских университетов – становление структуры английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, развивавшихся по устойчивой монастырской схеме. В английских колледжах XIII–XIVв.в. центральное общественное пространство представляло собой клуатр, примыкающий к капелле. Учебные и жилые помещения сгруппированы вокруг клуатра. Фокусная точка озелененного двора – фонтан. В центре образовательного процесса – молитва. В данный период среди учебных помещений выделяется большой актовый зал, представляющий собой главное учебное пространство, которое становится неотъемлемым атрибутом университета. Вход в университет осуществляется по оси клуатра через портал с надвратной башней. Двор играет роль вестибюля, откуда осуществляется вход во все помещения комплекса [3 стр. 430–433]. Примерами являются: All Souls College, Оксфорд (Великобритания), 1438; The Kings College of Our Lady and Saint Nicholas in Cambridge, Кембридж (Великобритания), 1441; Corpus Christi College, Кембридж (Великобритания), 1517 (рис. 5) [6, с. 56].
Рис. 5. Corpus Christi College, Университет Кембриджа (University of Cambridge), Кембридж (Великобритания), 1517
Фото Н.А. Карелиной
Дальнейшее развитие архитектуры общественного пространства европейского университета определило размещение университетского комплекса в плотной городской застройке. Планировка становится более компактной. Центральное место в построении плана по-прежнему занимает внутренний двор – главное общественное пространство университета. Двор окружен галереями в два или три яруса, куда выходят учебные помещения. В фокусе пространства двора – фонтан (например, Университет Саламанки, Испания, 1529), колодец, церковь (например Университет Сапиенца, Рим, Италия, двор построен в 1602 г. по проекту архитектора Джакомо Делла Порта, храм построен в 1642–1660 г. по проекту архитектора Борромини, Рим, Италия). В центре образовательного процесса – молитва. С улицы через арку посетитель попадает во двор, а уже оттуда через галереи, являющиеся соединительным элементом между открытым и закрытым пространством, в учебные помещения университета. Примечательно, что галереи, окружающие двор и являющиеся частью открытого пространства, трактуются как внутреннее пространство. Они выделяются за счет покрытия пола и богатой декорировки стен и потолка [7]. В это время распространяется традиция украшать потолок и стены окружающих двор галерей гербами, принадлежавшими родам преподавателей и студентов университета. Так, в Университете Падуи (Universita di Padova) Дворец Бо (Palazzo del Bo), архитектор Andrea Moroni, Падуя, Италия, 1550, стены и сводчатый потолок галереи украшены более чем 3000 гербов, в Университете Болоньи (Universita di Bologna (UNIBO)), ныне библиотека Archiginnasio (Archiginnasio Municipal Library), Болонья, Италия, 1563, более 6000 гербов. Развитие общественного пространства университета идет по пути усложнения коридорной системы (рис. 6 а–в).
Рис. 6 а–в. Университеты, расположенные в плотной городской застройке: а) Университет Падуи (Universita di Padova) Дворец Бо (Palazzo del Bo), арх. Andrea Moroni, Падуя, Италия, 1550.
Фото автора; б) Университет Болоньи (Universita di Bologna (UNIBO), ныне библиотека Archiginnasio (Archiginnasio Municipal Library), Болонья, Италия, 1563. Фото автора; в) Университет Сапиенца, Рим, Италия, двор построен в 1602 г., арх. Джакомо Делла Порта, храм построен в 1642–1660 гг., архитектор Борромини. Фото В.А. Бабурова
Активное развитие и преобразование общественное пространство университета получает в эпоху Классицизма. Площадь закрытого общественного пространства увеличивается за счет выделения вестибюля в самостоятельное помещение, от которого в обе стороны отходят галереи. На данном этапе университет отделяется от церкви [5]. В центре образовательного процесса – естественные науки. Примером является Университет Вены (University of Vienna), Австрия, построенный по проекту архитектора Heinrich von Ferstel в 1884 г. [8]. Общественное пространство представляет собой систему из главного озелененного двора, окруженного галереями, расположенного в центре, и четырех дополнительных дворов. Внутреннее общественное пространство представлено в виде парадного вестибюля, от которого в обе стороны отходят галереи, переходящие в парадные лестницы (рис. 7 а–д) [1, с. 148].
Рис. 7 а–д. Университет Вены (University of Vienna), Австрия, арх. Heinrich von Ferstel, 1884 г. ; а) Главный внутренний двор. Фото автора; б) Галереи главного двора. Фото автора; в) Вестибюль. Фото автора; г) Парадная лестница. Фото автора;
д) План [1, с. 148]
В последней четверти XIX в. намечается тенденция преобразования главного общественного пространства университета – внутреннего двора в перекрытое пространство – парадный зал, занимающий центральное место в построении плана университета. В здании Технического университета Дрездена (Technische Universitat Dresden (TU Dresden)), построенного по проекту архитектора Р. Гейна в 1872–1875 гг., зал имеет высоту в один этаж и в нем расположена парадная лестница [1, с. 233]. В здании Венской академии изобразительных искусств (Akademie der bildenden Kunste), Австрия, построенной по проекту архитектора Th. Hansen в 1872–1876 гг., зал имеет высоту в два этажа и по обоим этажам окружен галереями [1, с. 204–207]. В обоих проектах перекрытое общественное пространство пока еще значительно уступает открытым внутренним дворам по площади (рис. 8 а, б).
Рис. 8. Университетские здания последней четверти XIX в. a) Технический университет Дрездена (Technische Universitat Dresden (TU Dresden)), арх. Р. Гейна 1872–1875 [1, с. 233]; б) Венская академия изобразительных искусств (Akademie der bildenden Kunste), Вена (Австрия), арх. Th. Hansen 1872–1876 [1, с. 205]
В более поздних проектах площадь перекрытого общественного пространства увеличивается и становится соразмерной открытым внутренним дворам. Высота зала также увеличивается до высоты всего здания, и он становится многосветным пространством. Примечательно, что галереи, куда выходят учебные помещения, будучи частью закрытого общественного пространства, окружают как открытые внутренние дворы (которые играют роль дополнительного общественного пространства и световых колодцев), так и перекрытое многосветное пространство. Перекрытое многосветное пространство получает роль главного общественного пространства университетского комплекса. Примером является здание бывшего Высшего технического училища в Шарлоттенбурге, ныне Берлинский технический университет, кампус Шарлоттенбург (Technische Universitat Berlin (TU Berlin), campus Charlottenburg), Берлин (Германия), построенное по проекту архитекторов: Гитциг, Штюве, Кох, Рашдорф в последней четверти XIX в. (рис. 9 а, б) [1, с. 241].
Рис 9. Здание бывшего Высшего технического училища в Шарлоттенбурге, ныне Берлинский технический университет, кампус Шарлоттенбург (Technische Universitat Berlin, campus Charlottenburg), Германия, арх.: Гитциг, Штюве, Кох, Рашдорф, последняя четверть XIX в. а) Поперечный разрез; б) План [1, с. 241]
Проведенный анализ показал, что на всем протяжении истории общественное пространство, представленное в виде внутреннего двора, занимает центральное место в построении плана европейского университета. В последней четверти XIX в., пройдя этап развития вестибюльно-коридорной системы, архитектура университета возвращается к традиционному, центрально расположенному, общественному пространству двора, но уже заключенному внутри здания и представленному в виде многосветного внутреннего пространства, окруженного галереями и перекрытого кровлей.
Также следует отметить, что если в гимнасиях Древней Греции и буддийских университетах общественное пространство, представленное в виде центрального внутреннего двора, являлось частью учебного процесса, то в исламских медресе в эпоху Средневековья и далее оно носит преимущественно рекреационную функцию, в то время как образовательный процесс все более перемещается в специально выделенные учебные аудитории.
1 Кельи.
2 Зал, используемый для молитв и собраний.
3 Ниша в стене, часто украшенная двумя колоннами и аркой.
References
1. Baranovsky, G.V. (1908) Architectural Encyclopedia of the Second Half of the 19th Century.Volume II (A-B-C-D). – с. – Petersburg. «Builder» journal’s printer. (in Russian)
2. Markuzon, V.F., Mikhailov, B.P. (eds.) (1970) General History of Architecture. Vol. 2. Architecture of the Ancient World. Greece and Rome.2nd ed. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)
3. Guber, A.A. (ed.) (1966) General History of Architecture. Vol. 4. Architecture of Western Europe. Middle Ages.Moscow:Stroyizdat. (in Russian)
4. Yaralov, Yu.S. (1969) General History of Architecture. Vol. 8. Architecture of the Mediterranean Countries, Africa and Asia in the 6th-10th century.Moscow: Stroyizdat. (in Russian)
5. Zakharov, I.V., Lyakhovich, E.S. (1994) The Mission of the Universities in European Culture.Moscow: «New Millennium» Foundation. (in Russian)
6. Paley E.S. (2017) Green public space in composition of modern European university campuses / Academia. Architecture and construction №4, p. 55–62 Available from: http://www.raasn.ru/public/academia_2017_4.pdf (in Russian)
7. Paley E.S. (2018) The main methods of creation the interaction of internal and external public space in modern European university campus / Creation of Moscow Institute of Architecture. Materials of international scientific-practical conference 2–6 April 2018. Moscow: MARHI, p. 255–258. (in Russian)
8. Rudiger, J. The main building of the University of Vienna on the Ringstrasse. The Renaissance meets the 19th century 1884–2015.Universitat Wien. Available from:http://geschichte.univie.ac.at/en/articles/arkadenhof-arcaded-courtyard-main-building-university-vienna
Citation link
Paley, E.S. EUROPEAN UNIVERSITY’S PUBLIC SPACE IN HISTORICAL EVOLUTION // Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_1/3
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная