Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (65) March, 2019

Theory of architecture

Paley Ekaterina S.

Lead Architect, «Architectural Studio «Sergey Kisselev & Partners»;
PhD degree-seeking candidate, Department of Soviet and Contemporary Foreign Architecture
Research supervisor: Professor N.L. Pavlov, Doctor habil. (Architecture).
Moscow Institute of Architecture (State Academy),

Russia, Moscow, e-mail: ekpaley@gmail.com

EUROPEAN UNIVERSITY’S PUBLIC SPACE IN HISTORICAL EVOLUTION

УДК: 727.05:378.4
ББК: 38.712:74.58

Abstract

The article traces the evolution of the main public space in European universities, from Ancient Greek gymnasium to the late 19th century universities. The main stages and characteristic features of public space development are highlighted. The author follows the evolution of university public space from an inner court surrounded with galleries to a domed multistory space up to modern-day “atrium”. It is argued that the main public space of the university – a courtyard, both open and covered – was the spatial core of the university complex throughout its history.

Keywords: public space, inner court, vestibule, galleries, multistory space

Теме истории развития архитектуры университетов Европы посвящено множество научных трудов. В данной статье особое внимание уделяется формированию главного общественного пространства университета. Принципы формирования общественного пространства прослежены на примерах образовательных зданий от первых гимнасиев древней Греции до университетов конца XIX в. В настоящее время архитекторы уделяют особое внимание построению общественного пространства, в связи с этим актуальность данного исследования несомненна.

Исследование выполнено на основе изучения литературы, в том числе иностранной, натурных обследований и фотофиксации.

Зарождение общественного пространства университета берет начало в первых учебных заведениях древней Греции – гимнасиях, где оно представлено в виде перистильного двора с площадкой для атлетов. Двор занимает центральное место и ориентирован на алтарь. В центре образовательного процесса – физическая культура. Двор носит образовательную и общественную функцию [2]. Вокруг двора расположены учебные помещения. В гимнасии в Милете II в. до н.э. они располагаются с торцевой стороны двора, противоположной входу, в гимнасии в Приене с двух сторон, в Гимнасии в Эпидавре 380–330 г. до н.э. – с четырех сторон. Проведенный анализ показал, что, в связи с появлением новых дисциплин, развитие идет по пути увеличения и усложнения системы помещений, окружающих двор (рис. 1 а–в).

Рис. 1. Учебные заведения древней Греции: а) Гимнисий в Милете II в. до н.э. [2 с. 336];
б) Гимнасий в Приене [2, с. 337]; в) Гимнасий в Эпидавре 380–330г. до н.э. [2, с. 271]

 

 

Рис. 2. Буддийский университет Наланда, Индия, V–VI вв.

Анализ выявил похожую схему в учебных заведениях Востока. В комплексе буддийского университета Наланда, Индия, V–VI вв., центральное общественное пространство университета представлено протяженной площадью, на которую выходили несколько храмов и семь монастырей. В каждом из зданий в качестве центрального общественного пространства выступал внутренний двор, окруженный галереями, куда выходили монашеские кельи. Двор ориентирован на святилище со ступой или с изображением Будды, которое располагалось напротив входа. Здесь проходили общие молитвы и ритуалы. В центре образовательного процесса – учение Будды. Постепенно намечается тенденция разделения образовательного и общественного пространства.

В традиции ислама главное общественное пространство медресе – центральный двор, окруженный галереями, куда выходили худжры1 и учебные помещения – аудитории, расположенные в углах комплекса. В торцевой стороне, как правило, противоположной входу, располагается дарсхана2 с михрабом3, ориентированным на Мекку. В центре образовательного процесса – молитва. Примером является Сирчали-медресе, построенное по проекту мастера Мехмеда сына Османа из Туса в 1243 г. в Конье (Турция) (рис. 3а). Особый интерес представляют проекты, где двор перекрыт куполом. Примером является медресе Индже-минар 1258 г. в Конье (Турция) (рис. 3б). Здесь в центре двора, перекрытого куполом, расположен фонтан, над которым в куполе организован световой фонарь. Подобный тип двора является прообразом современных многосветных пространств. Особенность купольных пространств медресе – отсутствие галерей, помещения (худжры и учебные аудитории) выходят непосредственно во двор. В приведенных примерах медресе худжры располагаются только по боковым сторонам двора. В более поздних постройках, например в медресе Йилдырыма Баязида 1399 г., Бурса (Турция) и медресе Зеленое 1415 г., Бурса (Турция) худжры располагаются с трех сторон (двух боковых и входной стороны) (рис. 3в). Отличительной особенностью этого периода является то, что к торцевой стороне двора, противоположной входу, как бы пристроено здание дарсханы, выделяющееся из общего объема. В более поздних постройках, например медресе в Харгирде, построенном по проекту зодчего Кавам ад-Дин Ширази, 1449 г., в Харгирде (Турция) худжры окружают двор со всех сторон (рис. 3г). В центре двора размещается бассейн или фонтан для ритуального омовения. Примечательно, что в этом проекте ярко выражен купольный вестибюль, по сторонам которого располагаются мечеть и аудитория. Анализ показал, что развитие идет по пути усложнения системы помещений, окружающих двор, увеличения их площади и окончательного перемещения образовательной функции из внутреннего двора в специально выделенные помещения (рис. 3 а–г) [4].

 

Рис. 3. Медресе. а) Сирчали-медресе, Конья (Турция), мастер Мехмед сын Османа из Туса, 1243 г. Конья (Турция) [4, c. 441]; б) Медресе Индже-минар, 1258 г. Конья (Турция) [4, c. 441]; в) Медресе Зеленое, 1415 г. Бурса (Турция) [4, c. 455]; г) Медресе в Харгирде, зодчий Кавам ад-Дин Ширази, 1449 г. Харгирд (Турция) [4, c. 168]

В средневековой Европе центрами образования становятся монастыри. При монастырях организовывались школы и общежития для учащихся [5]. Главное общественное пространство средневекового монастыря представляло собой внутренний двор, как правило, квадратной формы. Двор окружен галереями, к которым примыкают различные постройки, в состав которых входили школы, кельи, больницы, хозяйственные постройки и т.д. В центре образовательного процесса – молитва. В XI–XII вв. складывается устойчивая схема, при которой галереи двора с южной стороны примыкают к Т-образной в плане капелле. В центре двора, как правило, установлен фонтан или крест. В монастырях Италии, Сицилии и Испании бассейн для омовения, колодец или фонтан располагались не в центре двора, а в одном из углов клуатра. Учебные помещения выведены в отдельное здание, входящее в состав монастырских построек (рис. 4) [3, с. 97–100].

 

Рис. 4. Монастырь Клюни XI–XII вв. (Франция) [3, с. 97–100]

Следующая ступень развития общественного пространства европейских университетов – становление структуры английских колледжей Оксфорда и Кембриджа, развивавшихся по устойчивой монастырской схеме. В английских колледжах XIII–XIVв.в. центральное общественное пространство представляло собой клуатр, примыкающий к капелле. Учебные и жилые помещения сгруппированы вокруг клуатра. Фокусная точка озелененного двора – фонтан. В центре образовательного процесса – молитва. В данный период среди учебных помещений выделяется большой актовый зал, представляющий собой главное учебное пространство, которое становится неотъемлемым атрибутом университета. Вход в университет осуществляется по оси клуатра через портал с надвратной башней. Двор играет роль вестибюля, откуда осуществляется вход во все помещения комплекса [3 стр. 430–433]. Примерами являются: All Souls College, Оксфорд (Великобритания), 1438; The Kings College of Our Lady and Saint Nicholas in Cambridge, Кембридж (Великобритания), 1441; Corpus Christi College, Кембридж (Великобритания), 1517 (рис. 5) [6, с. 56].

 

Рис. 5. Corpus Christi College, Университет Кембриджа (University of Cambridge), Кембридж (Великобритания), 1517
Фото Н.А. Карелиной

Дальнейшее развитие архитектуры общественного пространства европейского университета определило размещение университетского комплекса в плотной городской застройке. Планировка становится более компактной. Центральное место в построении плана по-прежнему занимает внутренний двор – главное общественное пространство университета. Двор окружен галереями в два или три яруса, куда выходят учебные помещения. В фокусе пространства двора – фонтан (например, Университет Саламанки, Испания, 1529), колодец, церковь (например Университет Сапиенца, Рим, Италия, двор построен в 1602 г. по проекту архитектора Джакомо Делла Порта, храм построен в 1642–1660 г. по проекту архитектора Борромини, Рим, Италия). В центре образовательного процесса – молитва. С улицы через арку посетитель попадает во двор, а уже оттуда через галереи, являющиеся соединительным элементом между открытым и закрытым пространством, в учебные помещения университета. Примечательно, что галереи, окружающие двор и являющиеся частью открытого пространства, трактуются как внутреннее пространство. Они выделяются за счет покрытия пола и богатой декорировки стен и потолка [7]. В это время распространяется традиция украшать потолок и стены окружающих двор галерей гербами, принадлежавшими родам преподавателей и студентов университета. Так, в Университете Падуи (Universita di Padova) Дворец Бо (Palazzo del Bo), архитектор Andrea Moroni, Падуя, Италия, 1550, стены и сводчатый потолок галереи украшены более чем 3000 гербов, в Университете Болоньи (Universita di Bologna (UNIBO)), ныне библиотека Archiginnasio (Archiginnasio Municipal Library), Болонья, Италия, 1563, более 6000 гербов. Развитие общественного пространства университета идет по пути усложнения коридорной системы (рис. 6 а–в).

 

Рис. 6 а–в. Университеты, расположенные в плотной городской застройке: а) Университет Падуи (Universita di Padova) Дворец Бо (Palazzo del Bo), арх. Andrea Moroni, Падуя, Италия, 1550.
Фото автора; б) Университет Болоньи (Universita di Bologna (UNIBO), ныне библиотека Archiginnasio (Archiginnasio Municipal Library), Болонья, Италия, 1563. Фото автора; в) Университет Сапиенца, Рим, Италия, двор построен в 1602 г., арх. Джакомо Делла Порта, храм построен в 1642–1660 гг., архитектор Борромини. Фото В.А. Бабурова

Активное развитие и преобразование общественное пространство университета получает в эпоху Классицизма. Площадь закрытого общественного пространства увеличивается за счет выделения вестибюля в самостоятельное помещение, от которого в обе стороны отходят галереи. На данном этапе университет отделяется от церкви [5]. В центре образовательного процесса – естественные науки. Примером является Университет Вены (University of Vienna), Австрия, построенный по проекту архитектора Heinrich von Ferstel в 1884 г. [8]. Общественное пространство представляет собой систему из главного озелененного двора, окруженного галереями, расположенного в центре, и четырех дополнительных дворов. Внутреннее общественное пространство представлено в виде парадного вестибюля, от которого в обе стороны отходят галереи, переходящие в парадные лестницы (рис. 7 а–д) [1, с. 148].

 

Рис. 7 а–д. Университет Вены (University of Vienna), Австрия, арх. Heinrich von Ferstel, 1884 г. ; а) Главный внутренний двор. Фото автора; б) Галереи главного двора. Фото автора; в) Вестибюль. Фото автора; г) Парадная лестница. Фото автора;
д) План [1, с. 148]

В последней четверти XIX в. намечается тенденция преобразования главного общественного пространства университета – внутреннего двора в перекрытое пространство – парадный зал, занимающий центральное место в построении плана университета. В здании Технического университета Дрездена (Technische Universitat Dresden (TU Dresden)), построенного по проекту архитектора Р. Гейна в 1872–1875 гг., зал имеет высоту в один этаж и в нем расположена парадная лестница [1, с. 233]. В здании Венской академии изобразительных искусств (Akademie der bildenden Kunste), Австрия, построенной по проекту архитектора Th. Hansen в 1872–1876 гг., зал имеет высоту в два этажа и по обоим этажам окружен галереями [1, с. 204–207]. В обоих проектах перекрытое общественное пространство пока еще значительно уступает открытым внутренним дворам по площади (рис. 8 а, б).

 

Рис. 8. Университетские здания последней четверти XIX в. a) Технический университет Дрездена (Technische Universitat Dresden (TU Dresden)), арх. Р. Гейна 1872–1875 [1, с. 233]; б) Венская академия изобразительных искусств (Akademie der bildenden Kunste), Вена (Австрия), арх. Th. Hansen 1872–1876 [1, с. 205]

В более поздних проектах площадь перекрытого общественного пространства увеличивается и становится соразмерной открытым внутренним дворам. Высота зала также увеличивается до высоты всего здания, и он становится многосветным пространством. Примечательно, что галереи, куда выходят учебные помещения, будучи частью закрытого общественного пространства, окружают как открытые внутренние дворы (которые играют роль дополнительного общественного пространства и световых колодцев), так и перекрытое многосветное пространство. Перекрытое многосветное пространство получает роль главного общественного пространства университетского комплекса. Примером является здание бывшего Высшего технического училища в Шарлоттенбурге, ныне Берлинский технический университет, кампус Шарлоттенбург (Technische Universitat Berlin (TU Berlin), campus Charlottenburg), Берлин (Германия), построенное по проекту архитекторов: Гитциг, Штюве, Кох, Рашдорф в последней четверти XIX в. (рис. 9 а, б) [1, с. 241].

 

Рис 9. Здание бывшего Высшего технического училища в Шарлоттенбурге, ныне Берлинский технический университет, кампус Шарлоттенбург (Technische Universitat Berlin, campus Charlottenburg), Германия, арх.: Гитциг, Штюве, Кох, Рашдорф, последняя четверть XIX в. а) Поперечный разрез; б) План [1, с. 241]

Проведенный анализ показал, что на всем протяжении истории общественное пространство, представленное в виде внутреннего двора, занимает центральное место в построении плана европейского университета. В последней четверти XIX в., пройдя этап развития вестибюльно-коридорной системы, архитектура университета возвращается к традиционному, центрально расположенному, общественному пространству двора, но уже заключенному внутри здания и представленному в виде многосветного внутреннего пространства, окруженного галереями и перекрытого кровлей.

Также следует отметить, что если в гимнасиях Древней Греции и буддийских университетах общественное пространство, представленное в виде центрального внутреннего двора, являлось частью учебного процесса, то в исламских медресе в эпоху Средневековья и далее оно носит преимущественно рекреационную функцию, в то время как образовательный процесс все более перемещается в специально выделенные учебные аудитории.


1 Кельи.

2 Зал, используемый для молитв и собраний.

3 Ниша в стене, часто украшенная двумя колоннами и аркой.

References

1. Baranovsky, G.V. (1908) Architectural Encyclopedia of the Second Half of the 19th Century.Volume II (A-B-C-D). – с. – Petersburg. «Builder» journal’s printer. (in Russian)

2. Markuzon, V.F., Mikhailov, B.P. (eds.) (1970) General History of Architecture. Vol. 2. Architecture of the Ancient World. Greece and Rome.2nd ed. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

3. Guber, A.A. (ed.) (1966) General History of Architecture. Vol. 4. Architecture of Western Europe. Middle Ages.Moscow:Stroyizdat. (in Russian)

4. Yaralov, Yu.S. (1969) General History of Architecture. Vol. 8. Architecture of the Mediterranean Countries, Africa and Asia in the 6th-10th century.Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

5. Zakharov, I.V., Lyakhovich, E.S. (1994) The Mission of the Universities in European Culture.Moscow: «New Millennium» Foundation. (in Russian)

6. Paley E.S. (2017) Green public space in composition of modern European university campuses / Academia. Architecture and construction №4, p. 55–62 Available from: http://www.raasn.ru/public/academia_2017_4.pdf  (in Russian)

7. Paley E.S. (2018) The main methods of creation the interaction of internal and external public space in modern European university campus / Creation of Moscow Institute of Architecture. Materials of international scientific-practical conference 2–6 April 2018. Moscow: MARHI, p. 255–258. (in Russian)

8. Rudiger, J. The main building of the University of Vienna on the Ringstrasse. The Renaissance meets the 19th century 1884–2015.Universitat Wien. Available from:http://geschichte.univie.ac.at/en/articles/arkadenhof-arcaded-courtyard-main-building-university-vienna 

Citation link

Paley, E.S. EUROPEAN UNIVERSITY’S PUBLIC SPACE IN HISTORICAL EVOLUTION // Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №1(65). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_1/3 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 14.02.2019
Views: 277