Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (68) December, 2019

Arts and crafts

Gileva Kseniya A.

Doctoral student,
Department of History of Art and Museum Studies.
Research supervisor: PhD. (Art Studies), Associate Professor E.P. Alekseyev,
Ural Federal University Head of the Department of Metal Art,
Ekaterinburg Fine Arts Museum,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: kasli@emii.ru

KASLI CAST-IRON SCULPTURE. CURRENT STATUS, DEVELOPMENT PROSPECTS

УДК: 745.5
Шифр научной специальности: 85.125

Abstract

The article is devoted to one of the largest artwork producers in the Urals - the Kasli factory, and to the current status of Ural cast-iron sculpture. Throughout the 20th and 21st century, the factory repeatedly changed its name and ownership between being private and public. Currently, besides the oldest factory, Kasli Plant of Art Castings (now owned by Mechel Corporation), there are several other private manufacturers on the market operating under the brand of “Kasli Castings”. Increasing demand and fashion for Ural cast-iron artworks and, thus, growing prices on the market of antiques have become the reason why private foundries have also been operating on the market since the 1990s, specializing in the counterfeiting of such artworks. The art forgery market is constantly changing in terms of both quality and choice of direction. Thus, in recent years, rare castings from the 1930s have become popular. Modern materials and technological innovations enable the manufacturers to produce high-quality castings. On the other hand, the educational pitfall of the 1990-2000s has led to an acute shortage of skilled personnel.

Keywords: Kasli, cast iron, art casting, Kasli casting, antiques market, Ural arts and crafts

В конце XIX – начале XX в. в Каслях, в Екатеринбургском уезде Пермской губернии, художественную продукцию выпускали несколько предприятий. Прежде всего, это чугунолитейный и железоделательный завод, принадлежащий наследницам купца Льва Расторгуева, на котором работало около 300 мастеровых. Завод производил железо разных сортов, чугун, продукцию для нужд российской армии, выпускал детали сельскохозяйственных машин, посуду, архитектурные элементы. Значительным был и ассортимент художественного литья, который насчитывал более семисот пятидесяти предметов, согласно выпускаемым прейскурантам и альбомам художественных вещей.

Кроме того, в Каслях работали небольшие частные литейные предприятия. Известно о четырех производителях – это «заводики» Михаила Никитича Тимофеева (прозванного «Демидушкой») с сыном Григорием и братом Яковом, издававшим по примеру «большого» завода свой прейскурант изделий, Григория Яковлевича Кобелева с сыновьями Александром, Геннадием и Сергеем, а также литейные мастерские Терентия Дмитриевича Теплякова с сыновьями и завод Плотиннова. Эти кустарные мастерские имели штат наемных рабочих и своих заказчиков. Они выпускали в основном намогильные кресты, половые плиты, посуду, печное литье, детали сельскохозяйственных машин, а также художественные изделия по моделям Каслинского завода: лотки, пепельницы, прессы и другие изделия. И.М. Пешкова [6] указывает еще на одну частную литейную мастерскую Г. Гуськова, занимающуюся художественным литьем. Эти сведения основаны на предмете из частной коллекции «Испанка с веером» имеющем клейма «Г.И.ГУС.», «ЗА ПОЛЕЗНЫЕ ТРУДЫ». К сожалению, подобные художественные отливки с клеймами встречаются крайне редко и не позволяют сделать какой-либо подробный анализ рынка художественного чугунного литья из частных мастерских конца XIX – начала XX в. Так, например, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) имеются лишь три отливки завода Г.Я. Кобелева: лоток с рельефом «Голова дога» (рис. 1), чернильница «Три раковины с ручкой из двух якорей» (рис. 2) и коробочка «Углевоз» – все они имеют соответствующие клейма: «Я. Кобелевъ» и «Г.Я Кобелев съ с-ми».

Рис. 1. Лоток «Голова дога». Завод Г.Я. Кобелева, Касли. Отливка конца XIX – начала XX в.
Чугун, литье. Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Инв. № 3427

Рис. 2. Чернильница «Три раковины с ручкой из двух якорей». Завод Г.Я. Кобелева. Касли.
Отливка конца XIX – начала XX в. Чугун, литье. ЕМИИ. Инв. № 3445

После революционных событий в России частные литейные предприятия прекратили свое существование, а завод наследниц Расторгуева был национализирован. За советский период истории Каслинского завода он несколько раз менял управление и название. В 1920-е гг. завод входил в трест «УРАЛМЕТ», затем – в состав Наркомата тяжелой промышленности, после его упразднения в 1939 г. – в Наркомат черной металлургии. В 1963 г. предприятие переименовано в Каслинский машиностроительный завод. Художественное литье с небольшими перерывами продолжали производить, используя частично дореволюционные модели, а также вводя новые, отвечающие современным тенденциям в декоративно-прикладном искусстве. В этот период были разработаны и внедрены несколько типов клейм. Кроме того, художественным литьем с собственными клеймами, отличными от базового завода, занимались школа фабрично-заводского ученичества в 1923–1940 гг. и промысловая кооперативная артель им. Куйбышева с середины 1920-х – по 1958 г. [7]. В 1950–1970-е гг. оригинальным модельным рядом и собственным разработанным клеймом отличалось литье каслинского ремесленного училища № 18. Частного производства в тот период не существовало.

Первые два десятилетия XXI в. отмечены неуклонным спросом на каслинское художественное литье из чугуна; в этот период формируются частные и крупные корпоративные коллекции уральского литья. Можно назвать несколько принципов современного коллекционирования: системный, тематический, бессистемный. При системном отбор предметов в коллекцию идет по выбранному самим собирателем принципу, например, все предметы из опубликованных альбомов и каталогов каслинского завода, выходивших до 1913 г. При бессистемном предметы покупаются в случайном порядке, по принадлежности к художественному чугуну, при этом в коллекции могут быть отливки разных заводов и разного времени. Тематический подход к формированию собрания подразумевает подбор предметов, объединенных общей темой, например спорт, животные и т.д.

Неуклонный спрос и соответствующий рост цен на антикварном рынке на Каслинское дореволюционное, а в последнее десятилетие – и художественное литье советского периода в духе соцреализма, вызвали увеличение производства так называемых «новоделов», современных отливок, выполненных под старое литье. С 1990-х гг. работают и частные литейные мастерские, специализирующиеся на подделке художественных произведений. Рынок подделок постоянно меняется как в качественную сторону, так и в выборе направления. Если около десяти-пятнадцати лет назад были высокими спрос и цена на дореволюционное литье, в последние годы актуальными становятся редкие отливки 1930-х гг. Высокий общий уровень коллекционеров, доступность научных материалов и возможности онлайн-консультаций приводят к тщательному выбору модельного ряда у поддельщиков. В технологию художественного литья из чугуна внедряется все больше новейших материалов, что позволяет достигать высочайшего качества. Использование твердеющих смол позволяет снимать высокоточные безусадочные формы с произведения в любом материале, а также изготавливать модели. ХТС (химически твердеющая смесь) позволяет без риска перевозить опоки с заформованными изделиям для заливки металлом в любой литейный цех, а также хранить. Все это, без сомнения, отражается на качестве произведений. В каждой подобной мастерской формируется свой модельный ряд снятых с оригинальных «настоящих» отливок, причем они воспроизводятся вместе с клеймами очень точно. «Новодел» передает все нюансы, тонкости оригинала. Для убедительности для крепления деталей вручную изготавливаются гайки квадратного сечения, а также нарезается идентичная резьба. Для достижения полной иллюзии дореволюционного литья воспроизводится черное покрытие произведения с соблюдением всех технических требований. По желанию заказчика на отливку можно поставить любые клейма.

В настоящее время спрос на каслинское дореволюционное чугунное литье намного превышает предложение. Давно ушло в прошлое отношение к чугуну как к дешевому материалу, сегодня стоимость старой чугунной отливки сопоставима со стоимостью аналогичного изделия из бронзы, а иногда и значительно превосходит ее. Прошло время, когда можно было безбоязненно пополнять частные и музейные коллекции произведениями из чугуна, гарантом подлинности служили клейма и высочайшее качество исполнения отливок. Сегодня даже профессиональное знание всех клейм и исторического материала не гарантирует безошибочного определения «новодела».

Знаменитый уральский бренд «Каслинское литье» в наши дни имеет высокий рыночный спрос и конкурентен на рынке художественного производства. Под этой маркой выпускают художественный металл небольшие частные предприятия, территориально находящиеся как в самих Каслях, так и в других городах. Большое количество так называемых «подпольщиков», зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, или работающих без документов, имеют небольшие электрические печи, установленные иногда без уведомления соответствующих служб в частных домах, гаражах. Производят они как кабинетную скульптуру из чугуна и бронзы, ставя на ней клеймо «КАСЛИ», так и парковую скульптуру. В таких «литейках» штат чаще всего состоит из нескольких человек и привлекаемых наемных рабочих на конкретный заказ. Отсутствие аренды, налогов, штата рабочих и использование для крупных отливок технического чугуна, отсутствие контроля за качеством, позволяет снижать стоимость продукции, тем самым отбирая работу у ответственных производителей и нанося репутационный вред бренду.

Права на товарный знак «Каслинское литье» выданы в Роспатенте двум заводам: ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» и ООО «Каменный пояс». Оба предприятия зарегистрированы в Ассоциации народных художественных промыслов России.

Каслинский завод архитектурно-художественного литья, наследник «большого» (чугунолитейного и железоделательного, затем машиностроительного) завода, сегодня принадлежит корпорации «Мечел». От крупнейшего предприятия тяжелого машиностроения остался только цех художественного литья, в котором работает около 160 человек. Предприятие работает с классическим ассортиментом как дореволюционного периода, так и с советским наследием – реконструируются и реставрируются старые модели, восстанавливается ассортиментный кабинет. В то же время ежегодно внедряются в производство новые оригинальные модели современных авторов. Сегодня ассортимент продукции более 1300 наименований. На заводе нет должности главного скульптора и контролирующего органа – художественного совета. Модели внедряются на «вкус» руководства, это приводит к тому, что художественные достоинства перестали быть определяющим моментом. Так, появляются «Дракоша» (Е.В. Зимина, 2011), «Коровушка с цветком» (В.Л. Чуфаров, 2015), напоминающие детские игрушки, чугунные сувениры «Снеговик» (Н.В. Куликова, 2012) и «Елочка» (Л.П. Столбикова, 2012), а также одна из новинок ассортимента завода – чугунные кактусы, выполненные в реалистической манере Н.В. Куликовой в 2019 г. (рис. 3).

Рис. 3. Н. Куликова Кактус. Модель и отливка, 2019.
Чугун, литье. Каслинский завод архитектурно-художественного литья

Стоить отметить, работы, выполненные на высоком художественном уровне: «Гандболист» (модель 1998 г.) К. Гилева, «Кремлевский солдат на коне» (модель 2006 г.) В. Чуфарова, «Святая Великомученица Екатерина» (модель 2006 г.) С. Рябовой, «Котенок, играющий с клубком» (модель 2006 г.) Е. Зиминой и др.

Значительную массу производства завода занимает архитектурное литье. В большинстве случаев производство ориентировано на крупные муниципальные или региональные заказы. Завод, как и ранее, продолжает ставить маркировку на свою продукции: клеймо «КАС.З» в прямоугольной рамке и год отливки, свинцовую пломбу с заводским клеймом, а также прилагает сертификат с полными выходными данными произведения: автором, годом, материалом изготовления и рекомендациями по уходу (рис. 4).

Рис. 4. Сертификат завода архитектурно-художественного литья на продукцию завода

Одним из самых крупных, соперничающим по качеству и количеству выпускаемой продукции с заводом архитектурно-художественного литья, является предприятие ООО «Каменный пояс». Его основал в 1992 г. Николай Михайлович Мурашкин, в 1995 г. завод (как и Каслинский завод архитектурно-художественного литья) вошел в Ассоциацию народных художественных промыслов России и ежегодно участвует с художественным литьем собственного производства на выставке «Ладья», а также на специализированных строительных выставках Урала. На предприятии выпускаются художественные изделия из чугуна, бронзы, алюминия с гальванопокрытием.

Помещение и оборудование (печи) и участок гальваники на первом этапе было арендовано у машиностроительного завода. Модельный ряд составили популярные каслинские отливки (небольшой ряд самых популярных художественных произведений и архитектурные элементы) и медное ритуальное литье. Практика использования чугунных отливок в качестве моделей была широко распространена как в конце XIX в., так и на протяжении всего XX в .

Первыми заказами в период становления и наращивания производственной силы стали предметы церковно-ритуального обихода. Отливались они из алюминия с гальванопокрытием. В ассортименте «Каменного пояса» кресты, иконы, складни, различные подсвечники, а также сувениры ритуального назначения (рамки для фото, различные декоративные элементы). До сегодняшнего дня это одно из приоритетных направлений производства.

Несомненно, самый большой объем производства занимает архитектурное литье. Сегодня «Каменный пояс» обладает собственным регулярно пополняющимся модельным рядом. Этому способствует постоянное сотрудничество со скульпторами А. Рябовым, К. Гилевым, А. Гилевым, А. Стихиным. Монументальная и парковая скульптура получили приоритетное развитие в ООО «Каменный пояс», сегодня отливки установлены в Златоусте, Озерске, Снежинске, Челябинске, Сочи, Плесе и других городах России (рис. 5, 6, 7).

Рис. 5. Памятник, посвященный подвигу 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.
С. Аргаяш. Челябинская обл. Автор У. Кубагушев (Уфа), скульптор К. Гилёв. Касли.
Чугун, литье. Отливка ООО «Каменный пояс». Фото. К.А. Гилевой

Рис. 6. Памятник Святой Варваре. Г. Пласт. Челябинская обл.
Автор и скульптор К. Гилев. 2017. Фрагмент. Фото К. Гилева

Рис. 7. Деревенское танго. Пос. Кременкуль, Челябинская обл.
 Автор и скульптор К. Гилев. 2019. Фото К. Гилева

Долгое время в «Каменном поясе» практика клеймления произведений не применялась, что, несомненно, затрудняет распознавание принадлежности отливки этому предприятию. Сегодня, собственное клеймо (рис. 8), разработано и используется как на отливках интерьерного характера, так и на монументальных работах. Кроме того, монументальную и парковую скульптуру подписывает «в тесте» автор.

Рис. 8. Клеймо ООО «Каменный пояс». Фото К. Гилева

Общей проблемой предприятий художественной промышленности, выпускающих художественное литье из чугуна, стала проблема подготовки кадров. Каслинское ремесленное училище № 18 в советское время готовило мастеров по обработке металла разных специальностей: чеканщиков, мастеров по окраске, формовщиков. Училище имело собственную производственную базу, высококвалифицированный педагогический состав, модельный ряд из произведений педагогов-скульпторов. Работы учеников и преподавателей на постоянной основе участвовали в выставках профтехучилищ, смотрах регионального и областного значения. Все это позволяло обеспечивать высокий уровень подготовки кадров. Падение спроса на заводские специальности в 1990–2000-х гг., закрытие многих специальностей, общая переориентация училища на прикладные и востребованные новым временем специальности привели к образовательной «яме», к острой нехватке квалифицированных кадров и их общему низкому уровню подготовки.

Постепенно традиционные для Каслей специальности восстанавливаются. На специалистов есть запрос от профильных заводов города. Руководители  ООО «Каслинский завод  архитектурно-художественного литья» и  ООО «Каменный пояс» участвуют в учебном процессе, курируют выпускные квалификационные работы студентов и предлагают выпускникам рабочие места.

Каслинское художественное литье из чугуна – современный узнаваемый уральский бренд. Интерес к нему поддерживают художественные выставки как в регионе, так и в столице, научно-популярные издания и популярные телепрограммы. Каслинское литье востребовано на антикварном рынке: высокий спрос на дореволюционные отливки, на предметы 1920–1930-х и 1940–1960-х гг. Современная малая пластика и кабинетная скульптура как традиционных для завода моделей, так и современных авторов привлекательны в качестве сувенирной продукции и представительских подарков.

В перспективе развития видится необходимость контроля над использованием товарного знака «Каслинское литье», который не позволит марке «КАСЛИ» появляться на продукции сомнительного происхождения и качества.

References

1. Gubkin, O.P., Shaidurova, G.P. (2005) Cast-iron artworks of the 19th-20th century in the collection of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts. Catalog. Ekaterinburg, 2005. (in Russian)

2. Gubkin, O.P. (2004) The Phoenix of Kasli. Ekaterinburg, 2004. (in Russian)

3. Z.G. (2002) Modern replicas with old brand marks. In: Antiques, objects of art and collectibles, November-December, pp.41-43. (in Russian)

4. Zotov, B.N. (1959) Cast-iron artworks. Moscow. (in Russian)

5. Malayeva, Z. (2002) Revival of the market for Kasli cast-iron artworks. Antiques, objects of art and collectibles, November-December, pp. 38-40. (in Russian)

6. Peshkova, I.M. (2010) Once again about Kasli. Antiques, objects of art and collectibles, No6 (77) June, pp. 80-87. (in Russian)

7. Ural cast-iron art of the 18th-21st centuries. Index of branding stamps. Moscow, Yekaterinburg. (in Russian)

Citation link

Gileva K.A. KASLI CAST-IRON SCULPTURE. CURRENT STATUS, DEVELOPMENT PROSPECTS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2019. – №4(68). – URL: http://archvuz.ru/en/2019_4/22 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 13.11.2019
Views: 210