Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (72) December, 2020

History of architecture

Sidorenko Nadezhda R.

Assistant Instructor.
Academy of Architecture and Arts,
Sothern Federal University.

Russia, Rostov-on-Don, e-mail: ya.sinaro@yandex.ru

THE THEATER OF MUSICAL COMEDY IN ROSTOV-ON-DON: ARCHITECTURAL DESIGNS AND THEIR IMPLEMENTATION

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-11

Abstract

The Theater of Musical Comedy in Rostov-on-Don is a unique structure that clearly reflects the features of Soviet modernism. This landmark building is known for its long history of design and implementation (1969-1999). Its construction lasted almost 25 years. This, of course, affected the architectural and artistic appearance of the building. The various design proposals and the actual project have significant differences in stylistic techniques: the bold forms of brutalism appearing in the initial developments remained on paper and the building that embellished the central street of the city was significantly influenced by the minimalistic trends of the 1990s. Based on archival materials, the paper attempts to analyze the evolution of the theater’s design solutions, evolving from eccentric dynamic volumes to a static monumental composition, shows the changes that took place during implementation, and identifies their causes and contexts.

Keywords: Soviet modernism, architecture of the 1960–1980s, musical theatre, Rostov-on-Don, unique projects

Введение

Еще в прошлом десятилетии понятия «советский модернизм» не существовало, а архитектура СССР 1960–1980-х гг. не вызывала повышенного интереса для исследований. Сегодня ситуация выглядит иначе. Выдающимся объектам, выполненным в тенденциях советского модернизма, посвящаются книги, статьи, выставки как отечественных, так и зарубежных авторов [1–7]. Общественные сооружения этого периода, реализованные по индивидуальным проектам, являются наиболее яркими образцами стиля. Однако ряд причин, в большей степени связанных с экономической ситуацией, административными установками и проблемами с материально-техническим оснащением, привел к появлению уникальных зданий, строительство которых длилось более десяти лет. Такой долгий срок, безусловно, не мог не сказаться на архитектурно-художественных особенностях сооружений. Проектные варианты и реализованные объемы могли иметь значительные различия в стилистических приемах. Изучение трансформаций решений «на бумаге» и сравнение их с построенными объектами дают возможность проследить смену тенденций в творческой сфере советского зодчества 1960–1980-х гг.

Один из наиболее известных примеров долгостроя эпохи советского модернизма в Ростове-на-Дону – расположенный на центральной улице города (Большой Садовой) Театр музыкальной комедии (в настоящее время – Ростовский государственный музыкальный театр), который выступает в качестве объекта исследования. Его реализация длилась чуть менее 25 лет (1977–1999 гг.), а архитектура претерпела значимые изменения по сравнению с проектными разработками, которые до сих пор остаются неизвестны широкой публике, что определяет актуальность исследования. Цель работы заключается в изучении проектных вариантов театра, выявлении их трансформаций и повлиявших на это условий, а также анализе архитектурно-художественных особенностей реализованного сооружения.

Многоаспектный анализ процесса проектирования и реализации Театра музыкальной комедии в Ростове-на-Дону выполнен на основании информации, полученной при изучении научно-публицистической литературы и ранее не исследованных архивных документов, а также с использованием графических материалов, представленных в музее Ростовского государственного музыкального театра. 

Разрешение на проектирование Театра музыкальной комедии (далее – Музыкальный театр) в Ростове-на-Дону было выдано государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР 16 апреля 1969 г. Обязательным условием, отмеченным в документе, являлось включение объекта в титульный список проектно-изыскательских работ на строительство будущих лет по РСФСР, что доказывает высокий статус и важность проекта для города1. Вопрос о месте размещения театра служил предметом неоднократных обсуждений в течение нескольких лет, что подтверждают обнаруженные в архивах проектного института «Ростовгражданпроект» исходные материалы для разработки проекта здания. Предположительно, один из возможных для строительства участков находился на склоне недалеко от центральной набережной. В этом случае здание участвовало в формировании городского силуэта, наблюдаемого со стороны р. Дон. Это подтверждает размещенное в музее Музыкального театра изображение одного из первоначальных вариантов проекта, на котором массивно нависающему над склоном объему с организованной от него системой спусков (вероятно, для связи с набережной) противопоставлена горизонтально ориентированная часть, органично вписывающаяся в пейзаж (рис. 1А). В другом варианте театра конца 1960-х гг. в архитектурном решении наблюдаются реплики приемов, использованных в здании речного вокзала (проект 1967 г.), который являлся визуальной доминантой центральной набережной: наклонные трапециевидные стены, форма ограждений лестниц и балконов, масштаб фасадных членений (рис. 1Б). Эмоциональное воздействие асимметричных, гротескно заостренных, динамичных форм театра усиливалось эффектом отражения в организованном перед главным фасадом бассейне, в центре которого располагалась выполненная в абстрактных формах в духе зодчества 1970–1980-х гг. скульптура. Эксцентричность решения театра, скульптурность объемов сближают проект с сооружениями, выполненными в духе принципов неоэкспрессионизма.

Рис. 1. Варианты проектов Театра музыкальной комедии в Ростове-на-Дону конца 1960-х гг.
А. Фото из музея Ростовского государственного музыкального театра; Б [8] 

16 июля 1969 г. решением Исполкома Городского Совета депутатов трудящихся для строительства театра был отведен земельный участок на центральной улице города – ул. Энгельса (в настоящее время – ул. Большая Садовая). Находящиеся на территории участка в границах квартала здания подлежали сносу, за исключением жилого дома в северо-восточной части. Также было предусмотрено сохранение на период строительства двух жилых домов Волго-Донского речного пароходства, расположенных западнее театра1. Позднее на их месте должен был появиться новый корпус Ростовского инженерно-строительного института (РИСИ), поддерживающий архитектурное решение театра. Выбор места строительства включал Музыкальный театр в ансамбль фрагмента городской среды, формирующий новый общественный культурно-просветительский центр вдоль главной улицы. В него входили: комплекс РИСИ, кинотеатр «Ростов», здание областного суда, ВНИПИНефть, гостиница «Интурист», детский универмаг, филармония, спортивный манеж и Кировский сквер, который совместно с театром фиксировал планировочное ядро композиции (рис. 2). Важно, что в архитектурно-планировочном задании от 16 июня 1971 г. была отмечена необходимость разработать на эскизной стадии объемно-пространственную композицию всего окружающего театр ансамбля, чтобы обосновать его расположение в увязке с будущей застройкой, определив сносимые и сохраняемые сооружения (рис. 3).

Рис. 2. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Ситуационный план.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект»

Рис. 3. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Архитектурная развертка по ул. Энгельса.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект»

Архитектурно-композиционное решение здания театра явилось результатом двух туров конкурса, по итогам которого был создан творческий коллектив из обладателей первой и второй премии. Ими стали архитекторы «Ростовгражданпроекта» (Л.М. Лобак, А.С. Мстибовский, Б.Г. Бельченко и др.), которым в 1971 г. была поручена разработка архитектурно-строительных решений [9]. Технологическую часть выполнял институт «Гипротеатр»1.

Схема генерального плана участка определялась необходимостью организации входной группы со стороны ул. Энгельса: здание отнесено на 30 м. от красной линии, что позволило создать просторную площадь перед входом, которая, с одной стороны, подчеркивала торжественность сооружения, а с другой – усиливала связь с расположенным напротив Кировским сквером (важность этого взаимодействия неоднократно отмечалась в документах, на основании которых разрабатывался проект) (рис. 2). По отношению к ул. Энгельса вся площадь была приподнята на несколько ступеней, превращаясь в стилобат. В ее композицию включены декоративные бассейны, выполняющие помимо эстетической функции техническую задачу охлаждения оборотной воды для кондиционирования. В восточной части предусматривалась организация двух автостоянок на 40 автомобилей1.

Вытянутая форма участка (96 х 240 м) определила многофасадную композицию объема, развивающуюся вдоль оси, параллельной ул. Энгельса. Это также позволило создать интересную конфигурацию асимметричного планировочного решения, основанного на контрасте перетекающего пространства вдоль дугообразных стен вестибюля и ортогональной сетки расположенных в восточной части здания вспомогательных сценических, административных и хозяйственных помещений (последние группировались вокруг небольшого внутреннего двора) (рис. 4).

Рис. 4. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект». А – План 1-го этажа; Б – План 3-го этажа

Объемно-композиционное решение в проекте начала 1970-х гг. было ярким примером брутализма (рис. 5). Массивные пластичные формы с выраженным центральным элементом, динамично устремленным вверх, сочетались с акцентирующим входную группу витражным остеклением и вертикальными метрическими рядами оконных проемов. Их расположение объясняется не только поддержкой художественного образа здания. В обнаруженной в архиве «Ростовгражданпроекта» пояснительной записке 1974 г. авторы подробно раскрывают замысел решения фасадов, основанный на таком важном для южных регионов положении, как регулирование инсоляции в условиях жаркого и сухого климата (рис. 6).

Криволинейные формы северного кармана и парадной лестницы должны оживить светотенью северный фасад, а большой витраж создать единство между внутренним пространством и природной средой Кировского сквера. Наиболее неблагоприятный для солнечного освещения западный фасад решен с минимальным количеством стекла в виде ленточного освещения с алюминиевыми рассеивателями. Небольшой витраж в его левой части открывает вид на внутреннее пространство вестибюля с угла. Художественные помещения, выходящие на восточный фасад, а также технические, примыкающие к южному фасаду, освещаются небольшими проемами с солнцезащитными элементами. Главный фасад здания, как и интерьерные пространства вестибюля, украшен произведениями монументального искусства, ставшими отличительной чертой советского модернизма [10] (рис. 7).

Рис. 5. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Перспектива.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект»

Рис. 6. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Фасады.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект».
А – северный фасад; Б – западный фасад; В – южный фасад; Г – восточный фасад

Рис. 7. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Эскизы интерьерных решений.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект».
А – интерьер зрительного зала; Б – интерьер фойе

Конструктивное решение театра сочетало использование типовых сборных железобетонных деталей и монолитных элементов индивидуального изготовления. Выбор конструкций и материалов определялся с учетом прогрессивных строительных методов и использования местной производственной базы, что отмечено в требованиях к конструкциям, зафиксированным в задании на проектирование 1980 г.1

Предложенное в начале 1970-х гг. решение выделялось особой архитектурой, делающей здание театра явной визуальной доминантой среды. Но в 1976 г. в ростовской газете «Вечерний Ростов» опубликован снимок нового варианта сооружения (рис. 8). В нем наблюдается тенденция к упрощению формы в сторону лаконизма и монументальности композиции. Сохраняя некоторые приемы брутализма (противопоставленные остеклению массивные «чистые» плоскости, скругленные грани создающего горизонтальный акцент козырька) и многоплановость фасадов, авторы приблизили объемы к геометризированным формам. В проекте отсутствует декоративная скульптура, а появившийся над сценической коробкой зала треугольник сделал здание менее динамичным. Можно предположить, что выбор архитекторов в пользу более спокойных и статичных форм обусловлен тем, что, несмотря на яркий облик предыдущего варианта театра, его архитектура, как и в одном из первых проектов конца 1960-х гг., была слишком эксцентрична для размещения на главной улице города, основная часть которой сформирована историческими постройками.

Рис. 8. Театр музыкальной комедии в Ростове-на-Дону, проект 1976 г. [11]

Началось строительство театра в 1977 г., а открытие состоялось 16 сентября 1999 г. Реализация длилась 22 года, из которых в течение 5 лет во второй половине 1980-х гг. работы находились на консервации [12]. Проблемы, с которыми рабочие сталкивались на стройке, не раз озвучивали в своих интервью ростовским изданиям мастера и бригадиры генерального подрядчика строительства театра – десятого стройтреста «Ростовстрой»: неритмичные и некомплектные поставки материалов и конструкций, не соответствующее нормам качество сборных деталей, недобросовестное выполнение обязательств субподрядчиками [13]. Показательная история произошла с лестницами из сборных железобетонных ступеней, которых проектом было предусмотрено 22. В партии из 600 деталей, пришедшей с комбината КСМ-11, который являлся поставщиком железобетонных изделий, ни одна из ступеней не соответствовала ГОСТу, вследствие чего строители отказались от монтажа [12]. Спустя полгода лестницы по-прежнему не были смонтированы, так как строительный комбинат, ссылаясь на отсутствие опалубки, вовсе перестал отправлять материалы. Главными причинами затянувшегося строительства театра стали отсутствие сооружения в списке реализуемых объектов первостепенной важности 1990-х гг. при условии «полупустой городской казны» и устаревшая конструктивная часть проекта – промышленность перестала выпускать заложенное в первоначальном варианте оборудование, и строителям пришлось вносить существенные изменения уже в процессе работ [14].

Несмотря на все сложности реализации, Музыкальный театр сегодня является украшением города. Ряд запланированных в начале 1970-х гг. общественных сооружений, формирующих фрагмент среды, не был осуществлен (филармония, корпус РИСИ). Но в сочетании с Кировским сквером, поднятый на подиум с системой фонтанов и бассейном театр «создал новую систему пространственных акцентов» [15]. Перетекающие формы плана в проекте 1970-х гг. преобразовались в лаконичные, прямоугольной конфигурации решения (рис. 9). Визуальный облик варианта 1976 г. продолжил трансформации в духе модных в 1990-е гг. тенденций минимализма, постепенно приближая объемно-композиционное решение театра к знакомому каждому ростовчанину виду (рис. 10). В основу реализованного Музыкального театра легли такие архитектурно-художественные приемы, как горизонтальная ориентация сооружения; белые геометризированные формы, противопоставленные витражному остеклению и разномасштабному членению оконных проемов; нависающие над землей террасы и объемы второго уровня, опирающиеся на ряды колонн (рис. 11). Нашли отражение в решении театра и основные черты советского модернизма: главный фасад украшает скульптурная композиция из четырех рельефов.

Рис. 9. Ростовский государственный музыкальный театр. Планировочные схемы.
Реконструкция автора на основании планов технического проекта 1990 г.
из архива проектной организации «Ростовгражданпроект» и натурных обследований объекта.
А – планировочная схема вестибюльной группы; Б – планировочная схема 2-го уровня

Рис. 10. Проект Театра музыкальной комедии в Ростове-на-Дону.
Фото из музея Ростовского государственного музыкального театра

Рис. 11. Ростовский государственный музыкальный театр.
Источник: https://www.culture.ru/events/580740/spektakl-koshkin-dom
 

Как отмечалось выше, при реализации сооружения по сравнению с проектным вариантом были заменены некоторые материалы. Например, вместо предусмотренного проектом для наружной облицовки белого известняка Крымбальского месторождения использован белоснежный мрамор; кровля из омедненных штампованных элементов в итоге выполнена из более современных материалов1. В основу конструктивного решения легла каркасная система, состоящая из двух модульных сеток (с шагом 6х9 м для общественной части; с шагом 6х3 м для административно-хозяйственного блока), разделенных деформационным швом 1 м. Перекрытие зрительного зала осуществлено за счет использования металлических ферм.

Выводы

Результаты проведенного исследования проектных решений и реализованного объема Музыкального театра в Ростове-на-Дону дают возможность сделать следующие выводы.

1. Эксцентричные формы первоначальных вариантов здания театра конца 1960-х гг. определены необходимостью создания выразительного объема, размещенного на свободной от плотной городской застройки территории и включенного в формирование панорамы вдоль центральной набережной.

2. Перенос в 1969 г. участка строительства на главную улицу в исторический контекст повлек за собой изменение архитектурно-художественного образа сооружения и соответствующего ему планировочного решения в сторону характерных приемов брутализма 1970-х гг. с учетом климатических особенностей региона.

3. Вытянутая конфигурация квартала и влияние окружения (необходимость визуальной связи с существующим сквером) обусловили ориентацию главного фасада театра на ул. Энгельса и нетрадиционное для зрелищных зданий расположение зрительного зала и сценической коробки вдоль продольной оси объекта.

4. Исторический контекст, роль театра в формировании нового градостроительного ансамбля и общая направленность архитектурных взглядов определили сохранение приемов бруталистской пластики в эскизном варианте 1976 г., но с явной тенденцией в сторону упрощения форм с созданием более лаконичной и статичной композиции.

5. Проблемы материально-технического оснащения, устаревшие проектные конструктивные и технологические решения, дефицит городского бюджета и отсутствие театра в списке объектов первоочередного строительства послужили основанием для долгой реализации сооружения в 1977–1999 гг.

6. Архитектурно-художественный облик и строгое планировочное решение итогового варианта Музыкального театра, украсившего ул. Энгельса, сформировались, с одной стороны, под влиянием приемов брутализма предыдущих вариантов, а с другой – под воздействием модных в 1990-е минималистских тенденций. Здание отличается лаконизмом, геометричностью, монументальностью форм, смягченных масштабами проемов, сеткой облицовочного материала и произведениями монументального искусства.

Еще в архитектурно-планировочном задании 1971 г. было зафиксировано, что здание Театра музыкальной комедии должно быть уникальным, современным, разработанным с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной практики в области строительства театральных зданий, с использованием современной техники и материалов высоких эстетических свойств. И несмотря на все трансформации, произошедшие в течение нескольких десятилетий, архитектура сооружения осталась актуальной и соответствующей новому времени.

Примечание

1 Ростовгражданпроект. Заказ 71-238. Том 5. Книга 1. Технический проект. Музыкальный театр на 1100 мест в городе Ростове-на-Дону. Пояснительная записка и исходная документация. 

References

1. Kazakova, O.V. (2014) Soviet modernism: the second coming. Project Baikal, No. 39–40, pp. 60–63. (in Russian)

2. Korzun, A.V. (2014) Architecture of the sixties in the context of public consciousness. Project Baikal, No. 39–40, pp. 114–116. (in Russian)

3. Novikov, F., Belogolovskii, V. (2010) Soviet modernism: 1955–1985. Moscow: Tatlin. (in Russian)

4. Kazakova, O.V. (ed.) The aesthetics of the thaw: the new in architecture, art, and culture. Moscow: ROSSPEN. (in Russian)

5. Anderson, R. (2002) Russia. Modern architectures in history. London: Reaction Books.

6. Meuser, Ph., Zadornin, D., Sheina, K. (2015) Towards a Typology of Soviet Mass Housing Prefabrication in the USSR 1955–1991. Berlin: Dom Publishers.

7. Ritter, K., Shapiro-Obermair, E., Wachter, A. (2012) Soviet Modernism 1955–1991. Unknown History. Zürich: Park books.

8. Tokarev, A.G. (2001) The Architecture of Rostov-on-Don of the Soviet period. Project Russia, No. 20, pp. 74–87. (in Russian)

9. Gal'braikh, L. (1971) A Look into the Future. Vechernii Rostov, No 185, p. 2. (in Russian)

10. Ivanova-Ilyicheva, A.M., Stushnyaya, I.A., Orekhov, N.V. (2017) Mosaic in the décor of Soviet modernism buildings (on the example of Rostov-on-Don). Manuscript, No 12(86), part 5, pp. 100–103. (in Russian)

11. Selivanov, V. (1976) Center of the city. Vechernii Rostov, No. 305, p. 2. (in Russian)

12. Evsegneev, P. (1990) When the suppliers fail. Vechernii Rostov, No. 259, p. 3. (in Russian)

13. Ereiskii, G., Vodolazov, V., Panchenko, V. (1982) Construction of the Theater of Musical Comedy under way. Vechernii Rostov, No. 167, p. 3. (in Russian)

14. Evsegneev, P. (1991) Housewarming is not to be expected. Vechernii Rostov, No. 68, p. 3. (in Russian)

15. Esaulov, G.V., Chernitsyna, V.A. (2003) The architectural chronicle of Rostov-on-Don. 2nd ed. Rostov-na-Donu: IPF Malysh. (in Russian)

Citation link

Sidorenko N.R. THE THEATER OF MUSICAL COMEDY IN ROSTOV-ON-DON: ARCHITECTURAL DESIGNS AND THEIR IMPLEMENTATION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №4(72). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_4/11/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-11


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 15.11.2020
Views: 189