Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (78) June, 2022
Theory of architecture
Lamekhova Nataliya V.
PhD. (Architecture), Associate Professor, SubDepartment of Architectural Design.
Ural State University of Architecture and Art,
Russia, Yekaterinburg, e-mail: Lamekhova@mail.ru
PROSPECTS FOR CREATING CONDITIONS FOR SPORTS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
УДК: 725.573
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-9
Abstract
Keywords: architecture of preschool educational institution, architectural and planning solutions of zones for active physical activity, physical education
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Введение
Смена парадигм в обществе, экономике и политике предопределили новый подход в развитии и формировании архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Активно внедряющаяся инновационная деятельность, в которой четко обозначен ориентир на обновление содержания образования, удовлетворение интересов личности ребенка, создание условий для экспериментальной площадки, формирование способности к ведению здорового образа жизни, рост потенциала к занятиям разной физической направленности [9, с. 2].
Основными направлениями в развитии архитектуры спортивных объектов являются:
- выбор в проектировании многофункциональных объектов с универсальными группами помещений для спортивной деятельности;
- экономичность, простота и комфорт, а также «удобоваримость» в функциональном использовании;
- современность в применении конструктивных решений;
- эстетическая привлекательность;
- возможность использования спортивных объектов разными возрастными группами с целью привлечения их к физической культуре и спорту [14, с.6].
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в стенах ДОУ не соответствует требованиям современности, продолжая заковывать воспитанников в каркас без возможности активного образа жизни и развития физических навыков. Результаты исследований, проведенных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), показывают, что уровень здоровья населения на 55% зависит от здорового образа жизни и только на 8–10% – от уровня развития медицины. По данным социологических исследований, в настоящее время в России и многих других странах число детей, подростков и молодежи, ведущих активный образ жизни, составляет всего 18–22%. Не менее 60% школьников имеют нарушения здоровья, свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой [4, с.7]. Физическая подготовка и здоровье населения продолжают оставаться на низком уровне, что свидетельствует о том, что вопросами физического воспитания нужно заниматься с детского сада. Подготовка современной архитектурной среды ДОУ требует современной материально-технической базы, в том числе архитектурно-планировочных решений, выработки возможных направлений развития пространственной среды зданий для стимуляции воспитанников к активной физической деятельности.
Цель исследования – выявление современных тенденций устойчивого проектирования внутренней структуры дошкольных образовательных организаций за рубежом в рамках формирования пространств для возможного внедрения и проведения занятий по физической культуре и другим активной деятельности. Объект исследования – дошкольные образовательные учреждения для детей в возрасте от 3 до 6–7 лет, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.
В статье анализируются материалы литературных и электронных информационных источников по строительству и архитектуре, материалы проектирования ДОУ и зданий досуговой деятельности, включающих зоны, ориентированные на детей дошкольного возраста; анализируются результаты социальных и психологических исследований. Выявляются принципиальные особенности проектирования помещений для активной физической деятельности в ДОУ.
Значимость вектора устойчивого развития архитектуры набирает рост в рамках организации и использования специальных пространств для активной физической деятельности. Специалисты выделяют первостепенные ориентиры, которые сводятся к учету психофизиологических особенностей развития. Анализ практики работы ДОУ показывает, что дети стали проводить много времени за телевизорами и гаджетами, что невольно приводит к уменьшению удельного веса движений в общем режиме дня.
Н.И. Шлык с соавторами, А.И. Кравчук, А.Б. Лагутин, Ю.К. Чернышенко, М.Ю. Гончаров и другие исследователи считают, что сложившаяся в нашей стране практика работы по физическому воспитанию дошкольников имеет много погрешностей. Сложившаяся система физического воспитания давно не отвечает потребностям полноценного созревания основных физиологических функций организма и двигательной готовности детей дошкольного возраста [15, с. 6].
Дошкольное образовательное учреждение – это место, где формируются базовые умения и навыки человека, которыми он пользуется в течение всей жизни. Проблема физического развития и воспитания детей дошкольного возраста стоит уже давно, ее суть состоит в том, что материально-пространственная среда не отвечает требованиям современности. Немногочисленны посещения дополнительных занятий и универсальных залов. Выход на улицу совершается в обеденное время и в вечерние часы, реализации физической активности остро не хватает, в то время как именно в дошкольном периоде организм испытывает колоссальную потребность в физической нагрузке. Многие родители и воспитатели из-за нереализованной детской физической активности сталкиваются с проблемой агрессии или излишней возбужденности детей, вызванной путем эмоционального давления у воспитанников со стороны социума, которые проявляются в потере интереса к жизни, усталости и капризов. Вместе с тем дети дошкольного возраста очень открыты и способны тянутся к тому, что им нравится и приносит удовольствие. Они стремятся увлечься чем-то, не способны изувечить или испортить в значительной степени те или иные спортивные предметы, снаряды, инвентарь. Дети, увлеченные спортом, чувствуют себя счастливее. В подростковом возрасте участие в активных видах спорта положительно влияет на детей физически, социально и психически, считают эксперты из университета Виржинии, США.
Цель осуществляемых преобразований архитектурного пространства ДОУ состоит в обеспечении нового подхода в виде создания необходимых условий для экономического и духовного прогресса общества, что позволяет решать проблемы на архитектурном уровне. ДОУ входят в систему обязательного образования. Их основные функции – охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, обеспечение интеллектуального и личностного развития, забота об эмоциональном развитии ребенка. Обеспечение и решение поставленных задач перед ДОУ затрудняются неудовлетворительными условиями материально-пространственной среды. Так, Л.П. Банникова считает, что резерв первичной адаптации к ДОУ у детей дошкольного возраста проходит с затруднениями, наиболее высок процент заболеваемости именно у детей младшего дошкольного возраста, недавно пришедших в детский сад. На процесс адаптации большое влияние оказывает архитектурная среда, куда попадает ребенок, который ранее находился в домашних условиях [2, с.34], а также комплекс мер, направленных на профилактику и оздоровление детей.
Физическая активность ребенка очень сильно влияет и на развитие его эмоциональной сферы. Подвижная игра – эффективное средство формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, эмоций и чувств, интенсивнее развивающихся в игре: активно играя, он приучается действовать соответственно общественным и нравственным обязанностям, которые положено выполнять в соответствии с возложенной на себя ролью [5, с.3]. Соответственно, архитекторам необходимо создавать среду, включающую разные функции, освоение которых необходимо во взрослой жизни. В этом случае подготовка детей к школе должна быть не самоцелью, а результатом полнокровной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей [3, с. 271–293].
Условием нормального развития организма является двигательная активность, влияющая на развитие нервно-психологического состояния. Педагоги отмечают, что архитектурная среда мало подвергается изменениям, в ней практически отсутствуют элементы необычности, которые требовали бы от воспитанников познания, активизации физической деятельности [7, с. 4]. С этой позиции в статье предлагается выявить основные возрастные особенности детей, установить их связь с пространственными характеристиками архитектурного пространства.
Возрастные особенности восприятия пространства дошкольниками
Побуждающим фактором к активной физической деятельности служит интерес, который «является главным мотивационным состоянием в повседневной деятельности человека. Основные причины интереса – необычность предметного наполнения» [16, с.44], что может быть вызвано у воспитанников особенностями пространства.
В разном возрасте дошкольники по-разному воспринимают пространство, поэтому по-разному проходят занятия по физической культуре: детям младшего дошкольного возраста (2–3 года) занятия должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки. Уровень двигательной активности существенно влияет на особенности социальной адаптации детей 2–3 лет к условиям ДОУ. Комплексный подход, основанный на организации специальных коррекционных игр, средств ритмической гимнастики, повышает показатели двигательной активности детей [15, с. 8].
В среднем дошкольном возрасте (4–5 лет) занятия по физической культуре ориентированы на развитие физических качеств (прежде всего, выносливости и силы). В этот период не только совершенствуются умение двигаться, пластичность и автоматизм в движениях, но и проявляются первые трудовые навыки по типу подражания, формируется мимика. Характерной особенностью дошкольного периода является высокая пластичность всего организма, в первую очередь, пластичность высшей нервной и психической деятельности [15, с. 13].
У детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) занятия по физической культуре ориентированы на удовлетворение потребностей в движении, развитии двигательных способностей, самостоятельности. Поэтому на занятиях используют разнообразные игровые и нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий [11]. А.В. Запорожец считал, что психические процессы являются разновидностями ориентированных процессов, где восприятие – ведущий психический процесс. Исследования, проведенные им, свидетельствуют, о том, что ориентировка на ожидаемый результат способствует достижению лучшего итога: «практически все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, то есть черта, до которой надо допрыгнуть» [12, с. 293]. К тому же сенсорное обучение в этом возрасте особо важно, поскольку «предполагает не только адаптацию перцептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов» [13, с. 540].
В результате исследования можно сделать вывод, что в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. Для этого были выработаны возможные основные направления в формировании архитектурного пространства для развития физической деятельности воспитанников в ДОУ:
1. Интеграция элементов для горизонтального освоения пространства (горизонтальные тоннели, ниши).
2. Интеграция элементов для вертикального освоения пространства (скалодромы, горки, вертикальные тоннели, батуты, сетчатые лабиринты).
3. Архитектурные возможности преобразования пространств универсальных залов (трансформация зальных помещений; объединение залов с зоной рекреационно-коммуникационного каркаса; доступность оборудования для физической деятельности).
4. Адаптация пространства кровли для физической деятельности.
Далее рассматриваются особенности формирования выявленных направлений, их включенность в структуру ДОУ.
1. Интеграция элементов для горизонтального освоения пространства (горизонтальные тоннели, ниши) подразумевает внедрение в каркас здания элементов для физической деятельности, развивающихся преимущественно в горизонтальной плоскости (в уровне пола или этажа). Данное направление ориентировано на детей в возрасте 3–4 лет. «Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитают стабильность в этом отношении» [8, с. 41], что объясняется неустойчивым развитием детской психики, сменой настроения и утомляемостью. Снятие напряжения возможно при наличии в игровом пространстве тихих уголков рядом с зоной для активных игр. Основной физической особенностью данного возраста является развитие координации в пространстве. Необходимыми для развития навыков ходьбы и бега могут служить элементы, включенные в структуру ДОУ в виде небольших уклонов, пандусов, находящихся в уровне пола. Использование выявленных структурных элементов в виде зон для активной деятельности в будущем поможет развитию исследовательского рефлекса воспитанников и его постепенному переходу в жизненный опыт.
Рис.1. Модель интеграции элементов для горизонтального освоения пространства.
Авт. Н.В. Ламехова
Потребность в разнообразных телесных ощущениях, получение начальных представлений о мышечно-двигательных возможностях собственного тела предопределяют необходимость устройства в активной зоне небольших скатов, прозрачных тоннелей для лазания, невысоких лестниц для приобретения навыков и умений вскарабкиваться, спускаться. Для обеспечения безопасного пользования игровыми элементами необходимо устраивать ограждения, выделять их цветом. Игровые элементы предлагается включать на этапе проектирования, делая их неотъемлемой частью архитектурного пространства группового помещения. Включение элементов может происходить преимущественно в уровне первого этажа рекреационно-коммуникационного каркаса и в групповой ячейке ДОУ.
2. Интеграция элементов для вертикального освоения пространства (скалодромы, горки, вертикальные тоннели, батуты, сетчатые лабиринты) подразумевает внедрение в каркас здания ДОУ элементов для физической деятельности, развивающихся преимущественно в вертикальной плоскости (в уровне этажа или этажей). Данное направление ориентировано на детей 4–5 лет.
Для детей этого возраста характерно активное освоение пространства, которое начинается с дифференцировки (сопоставления) пространственных отношений к собственному телу [10, с. 161], это позволяет ребенку осознать и сформировать представление о конкретном пространстве, таком как интимное (индивидуальное), обширное и огромное (общественное) или беспредельное (природное окружение). Б.Г. Ананьев отмечает, что это «в очень большой мере стимулирует развитие средств зрительного освоения пространства, особенно перспективных, глубинных отношений и пропорций объектов, видимых под малым углом зрения» [1, с. 96]. Освоение окружающего пространства невозможно без правильного обозначения его признаков и характеристик, что способствует накоплению опыта о пространственных параметрах, ведущих к правильному развитию речи, совершенствованию навыков в поведении, рисовании, письме и т.д. (А.А. Люблинская, Б.Г. Ананьев).
Одним из направлений по развитию пространственной ориентации и приобретению физических навыков воспитанников может быть включение скалодромов в структуру ДОУ. Для занятий скалолазанием допускаются воспитанники от 4 до 7 лет после медосмотра и инструктажа по технике безопасности. Занимаясь этим видом спорта, ребенок начинает задействовать все группы мышц, учится думать пространственно и на «опережение». Так как зоны требуют присмотра со стороны взрослых, то размещать их стоит в легко контролируемых местах. Скалодромы с достаточно высоким подъемом (выше 1 м) необходимо выносить в отдельные помещения, где занятия будут проводиться с инструктором. Для занятий скалолазанием необходим тальк (или материал на основе талька) для обработки рук, поэтому рядом с помещением желательно предусматривать зону для мытья рук и раздевалку.
Скалодромы могут быть представлены в виде «альпинистской стенки» или дереводрома (одинаковые рогатки могут образовывать дерево любой формы. Общий размер изделия 1,5 на 2,5 м, рогатки могут выполняться из фанеры 20 мм и крепиться к стене на брусок 40 мм, так что удобно и хвататься руками и становиться ногами. Вся конструкция может быть закреплена на стену и представлять различные силуэты в виде причудливых фигур и т. д. (рис. 2).
Анализ объектов зарубежной практики позволил выявить варианты размещения скалодромов в структуре ДОУ. Одним из вариантов может быть устройство отдельных помещений скалодромов площадью около 20 м2, которая по периметру оснащается специально декорированными стенами. Ориентация специализированного помещения по сторонам света может осуществляться преимущественно на север или на северо-запад. В зарубежной практике встречаются решения, когда зоны скалодромов размещаются в рекреационно-коммуникационном каркасе около лестниц или под лестничными маршами, занимая часть, как правило, необжитого пространства. В детском саду в Японии встретился вариант, когда небольшая зона со скалодромом размещена на стене, выходящей в зону светового кармана.
Отдельные виды скалодромов могут быть решены в виде небольших (переносных) модулей. В качестве примера может служить досуговый центр в Дании (рис. 2), где скалодром размещен около спортивного зала. Такие модули можно крепить к полу, что в значительной мере обогатит возможности использования универсального зала в момент проведения соревнований.
Увлечение скалолазанием не противопоказано даже самым маленьким. Включение небольших зон со скалодромами может быть на уровне лестничных пространств с незначительным подъемом в том случае, если это не является единственным путем перемещения по вертикали (рис.1). Примером служит подъем к площадке для совместных игр в детском саду в Китае. В этом случае оно безопасно и является неотъемлемым элементом при формировании единого образовательного пространства.
Рис. 2. Модель интеграции элементов для вертикального освоения пространства.
Виды и варианты размещения скалодромов. Авт. Н.В. Ламехова
Включение горок, вертикальных тоннелей, батутов для активизации двигательной активности детей дошкольного возраста в значительной степени обогатит представление о пространстве, будет способствовать проявлению физической активности воспитанников (рис. 3). Информация, полученная детьми в результате освоения пространства, выступает средством, стимулирующим к изобразительной, творческой, конструктивной потребности самовыражения чувств, ценностей и мироощущения.
Спуск с верхних этажей (устройство горок) в зарубежной практике – отличное средство для быстрого перемещения в пространстве, приносит массу положительных эмоций детям дошкольного возраста и вполне может стать неотъемлемым компонентом в каркасе современного ДОУ. Тоннели могут выполнять роль коммуникации в виде вертикальных и горизонтальных отверстий в перекрытиях, стенах, пространствах под лестницей (рис. 3).
Рис. 3. Модель интеграции элементов для вертикального освоения пространства.
Варианты размещения горок, вертикальных тоннелей, батутов. Авт. Н.В. Ламехова
Подпрыгивание на батуте несет ощущения полета, незримого счастья. Дети дошкольного возраста не испытывают чувство обостренного страха перед какими-то препятствиями. Задача взрослых – создать максимально безопасные и комфортные условия для раскрытия природных данных. Включение батутных комнат площадью 18–20 м2 или размещение небольших зон в рекреационном пространстве позволит способствовать раскрытию природных данных к разным видам спорта у детей дошкольного возраста.
3. Архитектурные возможности преобразования пространств универсальных залов предполагают трансформацию зальных помещений, объединение залов с зоной рекреационно-коммуникационного каркаса, трансформацию зон доступности в зоны со спортивным оборудованием для физической деятельности (использование заниженных горизонтальных поверхностей для оснащения спортивным оборудованием, подвесами). Данные преобразования возможны для всех возрастных групп дошкольников.
Рис. 4. Варианты использования архитектурных возможностей преобразования
пространств универсальных залов. Авт. Н.В. Ламехова
Универсальные залы являются на сегодняшний день единственным специализированным местом для проведения занятий по физической активности в ДОУ. Однако те залы, которые имеются в структуре действующих и вновь строящихся детских садов, не всегда отвечают требованиям современности и не реализуют возможности, которыми можно было бы пользоваться в дальнейшем. Во-первых, многие залы не могут трансформироваться, тогда как возможность объединения с рекреационно-коммуникационным каркасом позволила бы расширить диапазон средств, ведущих к разнообразию по проведению различных мероприятий и праздников. Резервами по увеличению пространства зала могли бы служить площади рекреационно-коммуникационного каркаса, которые используются для прохода, а также для организации временных выставок (рис. 4). Во-вторых, использование резервных площадей около залов в виде устройства ниш, которые могут игррать роль помещений как для активной физической деятельности, так и для реализации функции вспомогательного помещения для переодевания во время проведения выступлений. В-третьих, использование специализированных зон в зальных помещениях, оснащенных спортивным оборудованием, которые бы помогли воспитанникам почувствовать физические возможности своего тела, силу своих рук и ног.
Стоит отметить, что, то оборудование, расположенное на детской игровой площадке, в зимнее время года не всегда доступно, в летние месяцы оно нередко бывает мокрым, что тоже затрудняет возможность его использования. Поэтому во многих ДОУ зарубежной практики этот элемент включен в помещения ДОУ и открыт для воспитанников. В некоторых объектах ДОУ зарубежной практики (Япония, Китай) используется прием занижения уровня потолка до 2,2–2,5 м при креплении спортивного оборудования (рис. 4). Это возможно в тех случаях, когда есть резерв в универсальном зале, либо в рекреационно-коммуникационном пространстве ДОУ.
4. Адаптация пространства кровли для физической деятельности предполагает использование территорий в плоскости кровли в качестве спортивного и игрового элемента. На рис. 5 показаны варианты использование пространства кровли.
Адаптивность определяется «гибкостью» здания к изменениям во времени. В первую очередь данный ориентир зависит от выбора конструктивного решения объекта. Актуальными в контексте устойчивой архитектуры являются: универсальные каркасные системы, оболочки или рамные конструкции, организация многофункциональных пространств, применение мобильных перегородок и т. д. [6, с. 67], что применимо ко всем возрастным группам дошкольников.
Кровля занимает ведущую позицию в организации объемного решения объекта ДОУ в структуре застройки микрорайона города. Проблема формирования прогулочных площадок на кровле здания обычно отягощается тем, что площадку сложно защитить от ветров. В качестве решения могут быть использованы варианты завершения кровель со скатом, который, в свою очередь, можно использовать для спуска (рис. 5).
Варианты компоновок могут быть разнообразными. В любом случае важно создать защищенную по периметру зону от ветра, которая бы позволяла использовать резерв на свежем воздухе для активной физической деятельности, расширяя диапазон средств, представленных в плоскости земли.
Рис. 5. Модель адаптации пространств кровли для физической деятельности.
Варианты использования игровых элементов на кровле здания. Авт. Н.В. Ламехова
Опыт включения разных функциональных элементов в структуру ДОУ показал, что дошкольники получают большое удовольствие от совместной деятельности, при этом апробировались одновозрастные и разновозрастные группы. Замечено, что постепенно малыши и старшие дети, играли сообща, уже не обращали внимания на различия в возрасте [5]. Процесс знакомства друг с другом, вовлеченность детей в активную физическую деятельность не только позволяют решать воспитательные задачи, но и способствуют оздоровлению воспитанников. Предлагаемые в статье объемно-пространственные архитектурные элементы ориентированы на использование инструментария любым проектировщиком, решающим практическую задачу.
Заключение
На архитектурно-планировочном уровне важно создать благоприятные условия для удовлетворения естественных потребностей ребенка в движении. Выявленные направления позволяют говорить о многофункциональности назначения отдельных зон в структуре ДОУ, что дает возможность более рационально использовать их в течение дня. Усложнение и обогащение функций благодаря их объединению (совмещению) может придать новые эстетические качества архитектурной среде для дошкольного образования в рамках развития пространственных характеристик отдельных структурных элементов и зон для активной физической деятельности.
Все выявленные направления по развитию архитектурной среды для дошкольного образования ориентированы на формирование современной сети ДОУ, учитывающей новые подходы в учебно-воспитательных программах, концепции развития российского образования. Изменение отношения к физической культуре и спорту со стороны педагогов, поддержка со стороны формирования материальной базы (архитектуры) могут коренным образом изменить существующее отношение молодежи к физическим нагрузкам, что будет способствовать осознанию необходимости в любом возрасте заниматься спортом.
References
1. Ananyev, B.G. (2007). Personality development and education. In: Loginova N.А. (ed.). Selected works on psychology. Vol. 2, St.Petersburg: St.Petersburg University. (in Russian)
2. Bannikova, L.P. (2007). The role of preschool educational institutions in the promotion of child health. Doctor of Medical Sciences dissertation. Orenburg State Medical Academy of the Federal Agency for Health and Social Development. (in Russian)
3. Vygotsky, L.S. (1991). Aesthetic education. Moscow: Pedagogy. (in Russian)
4. Zakiryanov, K.K. (2013). The health of the nation: the role and place of physical culture and sports. Science and Sport: Current Trends, No.1-1 (1), pp.6-11. (in Russian)
5. Ivaseva, O.V., Kosenko, G.V. (2015). Development of the emotional sphere of senior preschool children by means of physical culture. Concept. [Online] Vol. No.S7, pp.36-40. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75112.htm [Accessed 12 Apr. 2022]. (in Russian)
6. Ilvitskaya, S.V., Mikhailova, I.V. (2020). Sustainable architecture as a vector of development in the design of preschool educational institutions. Bulletin of the Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering. [Оnline] Vol. 22. (6), pp. 61–69. Available at: https://doi.org/10.31675/1607-1859-2020-22-6-61-69 [Accessed 12 Apr. 2022]. (in Russian)
7. Kazakova, O.A. (2015). Development of motor activity in six-year-olds. Science Studies. [Оnline] Vol. 7, No.3(28). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti-u-detey-shestiletok [Accessed 12 Apr. 2022].
8. Kiryanova, R.A. (2007). Designing a development-promoting physical environment in a preschool educational institution of compensatory type. St. Petersburg: Karo. (in Russian)
9. Kozlova, I.V. (2006). Organizing a space for children is one of the tasks of architecture. Construction Materials: supplement, Issue No. 7, pp. 1-3. (in Russian)
10. Kolominsky, Ya.P., Panko, E.A., Igumnov, S.A. (2004). Mental development of children in norm and pathology: psychological diagnosis, prevention and correction. St. Petersburg: Peter. (in Russian)
11. Lapina, T.L. (2008). From the experience of the kindergarten "Fairy" in introducing children to the world of physical culture. Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports [Оnline] No.1(6). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-raboty-detskogo-sada-feya-po-priobscheniyu-detey-k-miru-fizicheskoy-kultury [Accessed 12 Apr. 2022]. (in Russian)
12. Martsinkovskaya, T.D. (2010). History of age psychology. Moscow: Academic Project. (in Russian)
13. Gippenreyter, Yu.B. (ed.) (1999) Psychology of sensations and perception. Moscow: CheRo. (in Russian)
14. Contour Standard, [2022]. "Recommendations for the development of sports infrastructure of educational institutions using prefabricated structure technology" [Online]. Available from: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=263499&cwi=12 [Accessed 12 Apr. 2022]. (in Russian)
15. Sudar, V.V. (2004). Substantiation of the methodology of physical education of children in adapting to the conditions of a preschool educational institution. PhD dissertation (Pedagogy). Russian State Social University. (in Russian)
16. Tsenev, V. (2003). Psychology of advertising. Moscow: Berator. (in Russian)
Citation link
Lamekhova N.V. PROSPECTS FOR CREATING CONDITIONS FOR SPORTS IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/en/2022_2/9/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-9
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная