Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (36) December, 2011

History of architecture

Lipina Tatiana N.

PhD student, Ural State Academy of Architecture and Arts,
Research supervisor: Professor N.I.Bugayeva, PhD (Art Studies),
Ural State Academy of Architecture and Arts,

Russia, Yekaterinburg

18th-19th CENTURY CULT 18ARCHITECTURE IN SOUTHERN TRANS-URAL REGION AND ITS ROLE IN THE CULTURAL DEVELOPMENT OF VILLAGES (WITH REFERENCE TO ZYRYANOVSKY SETTLEMENT)

УДК: 726
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Abstract

Construction of the Zyryanovsky fortress on the river Isset for protecting the peasants of the Kamensk Factory started in 1727. In 1848, it was recognised as unnecessary, and the fortress transformed into an ordinary large village. During the construction phase, a wooden church was built at the centre of the settlement in the name of Sergius, the Wonderworker of Radonezh, which burnt down in 1781. The second wooden church built a year later fell into decay with time, and in 1825 it was replaced with a one-altar stone temple. The new church in the older context became a focus link in the settlement’s panorama.

Numerous reforms carried out by the government during that period served to refurbish and reconstruct the temples in towns and small settlements, for example, in the settlement of Zyryanovsky. The small one-altar church was demolished and replaced with a four-altar one in the name of the Holy Theophany of our Lord in "provincial" classicism. The three-part composition of the Zyryanovsky church of a "ship" type included a semicircular apse, a quadrangular frame, a frater and a belltower. The church belonged to the columnless tiered type. The church ensemble included two identical wings: the parochial school and the household part. The adjoining area of the church was enclosed with a fence that consisted of a continuous brick base, marble columns on it and wrought-iron lattice.

As shops were set up near the church, the popularity of the church square area and the adjoining street was increasing.

In the late 19th century, in Russia and, specifically, in Southern Urals, extensive construction was under way in the area of public buildings, such as schools, hospitals, banks, etc. In 1889, the settlement of Zyaryanovsky saw a bank constructed, a one-storied massive building on a low base.

The sprawling building of the bank occupies the southwest part of the square, at a junction of two streets. Riveting attention to itself, the building organizes all of the free space and ensures harmony with human dimension. Integrated into the simple fabric of the settlement and exchanging references with the church, this commercial building counterbalanced the opposite side of the square, a free, open space smoothly sloping down towards the river.

Thus, the centre of the settlement combined the "old" and the "new" in a uniform planning structure and has become historically and ideologically linked to the architecture of the church. The unique character of the buildings around the church emphasized its aesthetic and artistic qualities whilst revealing the stylistic distinctions of the local architecture.

Keywords: cult architecture, Zyryanovsky settlement, classicism, wooden architecture, provincial culture

Заселение русскими Южного Зауралья в первой половине XVIII века происходило как путем самостоятельного переселения крестьян, так и правительственной колонизацией края. Для закрепления границ на этой территории царское правительство строило новые крепости и города, куда перевозили на постоянное жительство служилых людей из России. Например, заселяя бассейн реки Исеть с ее крупным притоком – Синара. Эта река, имеющая капризный и своенравный облик, порой приобретая характер горной реки с быстрым потоком и перекатами, неожиданно успокаиваясь, врезается в широкую равнину, раскрывая красивую панораму Зырянского селения.

Рис.1. Панорама с. Зырянского в долине реки Синара (фото автора, 2010)

На этих землях, отличавшихся высоким плодородием, переселенцы строили остроги как оборонительные пункты. Организаторами новых крепостей и поселений становились слободчики – выходцы из государственных крестьян. Так, на правой стороне высокого и крутого берега Синары переселенцы из Катайского острога Тимофей Борисович Зырянов с сыновьями в период с 1709 по 1719 годы основали Зырянское поселение (ныне Зырянка) (рис.2).

 

Рис. 2. Схема размещения Зырянской слободы на реке Синара [10]

«…При селении была некогда выстроена «крепостца» горного ведомства для защиты лежащих севернее селений заводских крестьян и Каменского завода от нападения Башкирцев. Крепость Зырянскую определено было строить в 1727 году, но действительно начали строить лишь в 1734 г.» [18, С. 505]. С укреплением русских позиций в юго-западной части Зауралья и возможности контроля башкир постепенно «…значение крепостей падало, остроги превращались в обычные слободы» [7, С. 33]. Утратив оборонительное значение в 1748 г., Зырянская крепость признана была ненужной, ее перестали поддерживать, она превратилась в рядовую слободу с деревянной церквушкой.

«…Первый деревянный храм во имя Сергия Радонежского Чудотворца, построенный в 1730-х годах, сгорел 28 декабря 1781 г., второй, каменный, устроенный в 1782 г., был разобран и употреблен при постройке в 1825 г. однопрестольного каменного храма во имя того же святого» [13, С. 109].

«…Стремительный взлет стройного церковного объема создавал пластически богатый силуэт» [8, С. 55]. Высокая церковь, с горящими на солнце крестами, контрастировала с дымящими трубами треугольных крыш, внося художественное разнообразие в безликую серость изб, становясь замыкающим звеном в панораме селения. Ее «островное» положение отличалось сложностью контура, а случайно брошенный взгляд на «размытый» образ при багряном закате надолго завораживает взор (рис.3).

Рис. 3. Силуэт церкви на закате (фото автора, 2011 г.)

Многочисленные реформы, проводимые правительством в начале XIX века (обновление промышленного производства, подготовка к войне 1812 года, учреждение должностей архитекторов Горных округов), в полной мере отразились на росте и активизации культового строительства, оказав влияние на планировку и архитектурный облик административных центров и небольших селений, где активизировалось обновление и перестройка приходских церквей.

Однопрестольная Богоявленская церковь, «…по малой вместимости не удовлетворив запросы прихожан, вскоре была разобрана, употребив материал на строительство третьего по счету четырехпрестольного храма во имя Богоявления господня, заложенного в 1826 г. по благословлению епископа Пермского Иустина» [14, С. 442]. Предпринятое епархией строительство церкви в стиле классицизма, в Зырянском селении относилось к числу масштабных замыслов, соответствуя по масштабу собору уездного города, нежели приходской церкви. С этого времени, как следует полагать, начинается очередной строительный период, в процессе которого и была создана существующая поныне церковь (не действующая).

Рис. 4. Юго-восточный фасад Богоявленского храма, 80-е годы XX века, (из личного архива Прошкиной Т.В.)

Не выясненным остается вопрос об авторе этого исторического памятника. Можно только предполагать, что при строительстве был использован один из образцовых проектов, близкий по стилистике работам, характерным для церквей, возводимых в этот период в Екатеринбурге, как в крупнейшем центре горной промышленности Урала и Сибири: Свято-Троицкая (Рязанская) единоверческая церковь (1814-1852 гг.) и в ближайшем селе Колчедан, церковь Сретения Господня (1825-1848гг.), со схожим композиционным замыслом (рис.4).

Богоявленская церковь расположена в центральной части Зырянского селения. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой, которая в значительной степени осыпалась. Большой сельский храм выполнен в самобытной манере, сочетающей приемы уральского «барокко» с классицизмом (рис.3).

Рис. 5. Церкви Свято-Троицкая (Рязановская), 1814-1852 гг. и Сретения Господня, 1825-1848 гг., с. Колчедан

Трехчастная композиция Зырянского храма по типу «кораблем», с размерами (30,1м × 46,1м), включала храмовый четверик с трапезной одной ширины и абсиду полукруглой формы, с диаметром 10,2 м, ширина собственно храма составляла 12 м (рис.7).

Церковь относится к типу бесстолпных ярусных храмов. Осевая композиция церкви удачно уравновешена двумя равнозначными по выразительности объемами, собственно храма и колокольни. Холодная церковь скомпонована по типу «ротонда на четверике». Основной ее объем представляет собой высокий барабан на кубическом основании, прорезанный рядом оконных проемов. Крутая купольная кровля с четырьмя люкарнами внизу завершалась световым фонарем с крестом на сферическом яблоке.

Рис. 6. Южный фасад Богоявленской церкви (фото автора, 2010 г.)

Стены четверика с южной и северной сторон украшались глубокими, четырехколонными портиками дорического ордера с фронтонами и гладкой поверхностью тимпанов (рис.6). На фоне падающих теней от колонн в плоскости стен четверика выступают высокие оконные проемы с арочными перемычками, заключенные в филенки-рамочки и треугольные сандрики над ними. Сверху их дополняют полуциркульные проемы с выкружкой по контуру. Под каждую колоннаду портиков подведено трехступенчатое мраморное крыльцо. В убранстве фасадов храма преобладают формы барокко, видоизмененные и упрощенные под воздействием классицизма, что выражается в строгой регулярности членений и плоскостной суховатой трактовке декоративных композиций.

Рис.7. Фрагмент угловых пилястр и дорического ордера, Богоявленская церковь (фото автора, 2010 г.)

С восточной стороны объем храма дополняет полукруглая алтарная апсида с конхой (утрачена). Характерный для архитектуры периода классицизма одноглавый храм, с крупным центрально-световым барабаном и купольной кровлей, нарушая традицию центричности подобных сооружений, развивал основной объем в западном направлении обширной по ширине трапезной. Срезанные углы трапезной хорошо гармонируют с полуциркульной алтарной апсидой. Фасады трапезной на три оконных оси «держат» размеренный ритм пилястр, спаренных на углах (рис.7). Над карнизом приделов, совпадая по высоте с фронтонами портиков, возвышается полуярус аттика (утрачено).

Внутри четверика ротонду центрального купола со световым кольцом в зените несут на парусах мощные пилоны, на которые опираются широкие подпружные арки. Громадный барабан со сферическим куполом имеет множество окон, льющийся свет из которых раскрывает «очарование» подкупольной глубины (рис.8).

Рис. 8. Наружный и внутренний интерьер Богоявленского храма (фото автора, 2010 г.)

Достаточна строгая композиция храма дополнялась стройной колокольней, взметнувшейся ввысь. Ее художественный образ обозначен трехъярусным фасадом с ротондальной формой звона. Сооружение завершалось тонким шпилем, возвышавшимся над уплощенным куполком кровли с люкарнами по странам света. В нижней части массивных стен второго звона, с расшивкой под руст, располагаются характерные для классицизма трехчастные окна, привносившие дополнительный свет притвору. Цилиндрический столп верхнего звона, прорезанный полуциркульными проемами, опирался на квадратный постамент ступенчатого аттика с фронтонами, в тимпанах которых выполнены сквозные проемы. Колокольным лейтмотивом со стороны главного (западного) портала становится четырехколонный портик с коринфскими капителями, установленный на широкое крыльцо (рис.9).

Рис. 9. Западный фасад Богоявленской церкви, с.Зырянское (фото автора, 2010 г.)

Пространство нижнего яруса колокольни зрительно расширяют боковые палатки, охватывавшие нижний ярус притвора, придавая устойчивость вертикали столпа. Убывающие ярусы колокольни, увенчанной шпилем, подхватывают восходящий лейтмотив портика с коринфскими капителями, как бы «двигаясь» ввысь. В результате, архитектура Богоявленский храма приобрела динамический характер в общей композиции, а панорама селения получила относительную завершенность.

Прилегающая территория к церкви, по воспоминаниям сторожил, была обнесена оградой в виде сплошного кирпичного цоколя с изящными мраморными столбиками и коваными решетками между ними. Ограждение диктовалось необходимостью выделить «священное пространство» вокруг храма и служило для отправления культовых церемоний. В праздничные дни совершались крестные ходы, а порой осуществлялись захоронения значимых людей (о чем свидетельствуют надмогильные холмики с утраченными крестами) (рис.10). И чем больше блеска было достигнуто в плоскостных образах кованных и литейных изделиях, тем поразительней становился контраст классицизма с утверждающей им плоскостью. В этом заключалось назначение и особенность церковных решеток, надмогильных и купольных крестов, где художники по металлу пытались воссоздать красоту в плоскостном формате.

Рис.10. План Богоявленской церкви и территории, 1982 г. (из архива Прошкиной Т.В.)

Новый импульс культурному развитию на селе дали буржуазные реформы 60-х гг. XIX века в виде развития сельских школ. Важной составной частью явилась реформа народного образования. «В 1864 г. было утверждено Положение о приходских попечительствах и о церковно-приходских школах, которым санкционировалось открытие при приходах школ для обучения детей» [15, С. 114]. Подобная школа духовного ведомства Пермской губернии, Камышловского уезда в Зырянском селе была открыта в 1858 году, входившая с подобной постройкой для отпевания усопших (утрачено) в церковный ансамбль [16, С. 254-255]. Богоявленская церковь, закрепив композиционную основу застройки села, отражала не только духовные, но и культурные стороны развития края.

Рис.11. Восточный фасад церковно-приходской школы с фрагментом декора  
(фото автора, 2010 г.)

Церковно-приходская школа, один из двух корпусов, фланкирующих колокольню Богоявленской церкви, стоит по красной линии разряженной сельской застройки в 12,3 м к югу от нее, с соблюдением регулярности застройки участка. Лапидарность регулярного внешнего облика постройки может тяготеть к традициям позднего классицизма, что стилистически объединяет ее с храмом.

С восточной стороны фасада позднее был пристроен кирпичный тамбур, сообщая зданию прямоугольное очертание. Все фасады, кроме дворового с тамбуром, разбиты на три вертикальные оси, образующие однообразный ритм вертикальных членений, прямоугольных окон в нишах-кассетах. Подкарнизный фриз включает декоративные мотивы готического орнамента над каждым проемом. Все углы здания подчеркнуты лопатками с узкими нишами и готическим орнаментом. Интересную декоративную роль в завершающей части постройки играют фрагментарно сохранившиеся угловые башенки-пинакли «мавританского» типа (рис.10). Возможно, источником заимствования характерных форм и элементов для мастеров-строителей послужило здание Обкома профсоюзов (до революции Окружной суд) на углу улицы Ленина и Набережной в Екатеринбурге. Самым неожиданным в убранстве флигеля становится луковичная главка в завершающей части кровли, закрепленная на деревянном барабанчике (утрачено).

Появление столь эклектичной декорации выглядело чужеродным по отношению к стилистике Богоявленской церкви, но при этом вносило живописность в строгую архитектуру, разнообразило структуру застройки, приумножая динамизм церковных форм. По мнению Генриха Вельфина, «…в строгой архитектуре каждая линия действует как ребро и каждый объем – как твердое тело; в живописной архитектуре впечатление телесности не исчезает, но с представлением осязательности связывается иллюзия всепроникающего движения, которая порождается как раз неосязательными моментами впечатления» [2, С. 120]. Итак, храмовый комплекс, в объем которого включались Богоявленская церковь, утраченная церковная ограда и отдельно стоящие флигеля, были самой значительной архитектурной достопримечательностью Зырянского села. Колокольня с основным объемом, словно исторический вектор, указывающий на центр, становилась эффектной архитектурной доминантой в сельской структуре, отражая не только духовные традиции и обряды, но и культурные стороны развития края.

Находясь на высоком берегу реки Синара, храм служит отличным ориентиром с дороги, огибающей село с юго-западной стороны, оберегая его от суеты крупного транзита Екатеринбург - Шадринск. При движении по этой дороге, ведущей к Зырянке, которая петляет между полей и лесочков, огибает песчаный карьер с глубокими оврагами, периодически раскрывается панорама церковного силуэта. Именно по этой дороге в XIX в. купцы привозили товар на местный базар по церковным праздникам – на Крещение и два Сергиевских, оживляя однообразную жизнь в Зырянке.

«Главным предметом торга являлся бакалейный товар, мануфактурный и галантерейный, … из изделий местного кустарного производства можно встретить деревянную и гончарную посуду, хотя денежный оборот был незначителен, по справкам торговцев привозилось до 3000 пудов товара» – так упоминается в докладе Камышловской земской управы 1906 года. Для торговли сооружались деревянные ряды-лавки, а в центре находилась «важня» – хлебные весы, на торгах или базарах [3, С. 89]. Село буквально бурлило от проходящей торговли, представляя оживленное и праздничное действо на площади перед храмом. Торговая площадь, входящая в композиционную основу застройки храмового комплекса, являлась центром торговых связей между соседними селами и деревнями.

Развитие капиталистических отношений в XIX столетии и укрепление торгово-экономического положения в России привело к обогащению купеческой прослойки, оживлению строительной деятельности на селе. Базарная площадь, уже не вмещающая весь торговый оборот, расширялась за счет строительства небольших торговых лавок и магазинчиков.

Приспосабливаясь к новым веяниям, разбогатевшие купцы строили добротные жилые дома и лавки по «образцовым проектам», присылаемые из центра как приложения к планам поселений. При застройке территории кирпичными зданиями предпочтение отдавалось центральным участкам вокруг площадей, по соседству с храмом (рис.11).

Рис.12. Южный фасад лавки купца Фигусова (фото автора, 2010 г.)

По воспоминаниям старожил, в Зырянке было выстроено восемь торговых лавок, но до настоящего времени сохранились две, принадлежавшие купцу Фигусову. Одноэтажные корпуса торговых лавок закрепляют западный от ансамбля Богоявленской церкви угол центральной площади села. Прямоугольные в плане здания на подвалах имеют простую секционную разбивку, образующую два помещения, каждое из которых оборудовано отдельным входом. Характер декоративной обработки фасадов не перекликается в деталях с церковной комплексом, что придает сельской застройке разнообразие в стилевом направлении, организующем архитектурное пространство площади.

Оштукатуренные объемы, прямоугольные в плане, со сходными габаритными размерами: с аттиком (11,5 м × 9,1 м), с утраченным завершением (11,5 м × 7,1м) отличались декоративно-художественным оформлением. «…В одноэтажных небольших каменных домах, принадлежащих обычно купцам среднего достатка, для представительности часто применялась очень развитая венчающая композиция» [4, С. 122].

Подобного рода примером является одна из торговых лавок: южный фасад корпуса имеет надстройку над карнизом в виде аттиковой стенки с небольшим чердачным окном, центр которой подчеркнут круглой розеткой с деталью в виде креста; боковые и промежуточные столбики аттика украшены скругленными фронтончиками и декором в виде «картуша», типичным для храмов Зауралья (рис.12). Центральный вход в магазин в виде массивных двухстворчатых дверей фланкируют лучковые окна с такими же бровками.

Рис.13. Фрагмент аттика торговой лавки села Зырянка (фото автора, 2006 г.)

Само назначение торговых зданий неразрывно связано с обособленностью их расположения в общей линии застройки, что усиливало их индивидуальность. С появлением нарядных зданий торгового назначения возрастал престиж прицерковной площади с центральной улицей.

В конце XIX века градостроительные процессы в России и на Южном Урале, в частности, резко активизировались интенсивной застройкой общественными зданиями. В планировочной структуре городов и малых селений они складывались в разветвленную систему площадей и примыкающих к ним улиц с казенными зданиями. К ним относились учебные заведения, больницы, вокзалы и банки. «Почти все они отличались эклектичностью своей архитектуры, некоторой перегруженностью декором, вполне соответствуя той раскованности общественной жизни, которая была характерна для всей русской действительности периода быстрого развития капитализма» [10, С. 118].

В городах и селениях появлялись государственные и коммерческие кредитные учреждения, занимавшиеся операциями с земельными участками и недвижимостью. «Крупные учреждения, совершая большие денежные операции, всем своим обликом демонстрировали солидность, незыблемость, постоянство» [11, С. 131]. Не являлась исключением и Зырянка, где был построен в 1889 г. «Товарищеский банк» – одноэтажное здание с низким цоколем, в какой-то степени отвечавший требованиям нового времени.

Рис.14. Восточный фасад «Товарищеского банка » (фото автора, 2010 г.)

Центральная ось здания отмечена выступом – ризалитом, на пять оконных осей с полуциркульными проемами. Завершающая часть ризалита и боковые крылья увенчаны парными парапетными столбиками с металлической решеткой (рис.13).

Центральная ось его отмечена выступом – ризалитом (классицизм), венчающиеся угловые парапетные столбики с металлическими решетками – это барокко (рис.12). Применение графических архитектурных форм из разных стилей здесь налицо – полуциркульные проемы с замковым камнем в ритмическом ряду на общей форме здания и лучковые окна с надоконными нишами боковых крыльев – это стилизация.

И только профилированный карниз становился объединяющим декоративным элементом, охватывающим все здание по периметру. Подобное разностилье форм и фрагментов породило новую архитектуру в Зырянке – скромно-нарядную и уютную.

Здание банка, занимая угловое положение на площади, на развилке улиц, привлекает к себе внимание и «стягивает» все свободное пространство, сохраняя необходимую соразмерность. Коммерческое здание уравновешивало противоположную сторону площади, плавно нисходящую к реке. Острая контрастность провинциальных архитектурных образов, сосредоточенных на центральной площади, обусловила равноправное использование разнообразие архитектурных «стилей».

В рассматриваемый период не избежала очередной реконструкции и Богоявленская церковь, изменив свой облик: «…в 1884-1886 гг. к теплому храму были пристроены два боковых придела с престолами: в южном – в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в северном – Во имя Св. Великомученика Георгия Победоносца, освященный 7 февраля 1900 года» [13, С. 110]. В результате проведенных работ по увеличению площади теплого храма приделами оно незначительно потеряло классицистическую величавость и соразмерность. Здание приобрело «внушительный» вид с русско-византийскими фрагментами. Срезанные углы новых приделов придавали фасадам усложненную форму, создавая живописную совокупность замысловатой игры теней.

Общую картину ансамбля Зырянской площади дополняли деревянные сооружения, формируя всю северную и восточную стороны гражданскими и общественными зданиями, такими как школа, управа, аптека и т.д. Во многих из них можно наблюдать приемы каменного зодчества в сочетании с объемной и пропильной резьбой по дереву. Дерево придавало архитектуре единство конструктивной и декоративной форм, «…контрастируя с «капитальностью» оштукатуренных зданий эклектики, завоеванием, оказавшим несомненное влияние на развитие архитектуры» [1, С. 233].

Интересный образец такого рода можно увидеть с восточной стороны от Богоявленской церкви. Деревянный особняк – бывший дом причта (ул. Советская, 15), построен в конце XIX века. Солидный особняк поднят на высокий каменный цоколь, крестообразный в плане, с выдвинутым центрально-осевым ризалитом. Уже одно это говорит о стремлении авторов-строителей подражать формам каменных сооружений.

lip14.jpg

Рис.15. Юго-западный фасад дома-причта
(фото автора, 2010 г.)

Рис.16. Подкарнизный фриз и оконные наличники
(фото автора, 2006 г.)

Стены дома сплошь обшиты горизонтальными рейками для имитации «дощатого» руста, ось дворового фасада отмечена фронтоном и угловыми пилястрами, а характер резьбы на окнах прямоугольной формы и покарнизного фриза в виде свисающей «бахромы» следует образцам барочного декора (рис.11).

Потемневшая от времени плотная деревянная обшивка, подчеркивая легкость декоративных украшений барочных форм, придавала дому какой-то сказочный образ, неизвестно откуда появившийся на тихой сельской улице. В результате возникла традиционная архитектура, но эклектичная в своей основе, при удачном создании новой гармонии на основе многообразного и свободного выбора.

Постепенно застройка сельской площади привела к тому, что она оказалась сформированной разновременными и разностильными зданиями, но это не повлекло за собой архитектурной раздробленности и несобранности композиционного центра села. Объяснение этому следует искать в некоторой компактной свободности расположения зданий вокруг церкви и «раскрытость» площади в сторону реки, несущей речную свежесть. При спуске к речному берегу нарушалась регулярность участка – смягчаясь пологостью, придавая селению своеобразный характер.

Таким образом, центр современного Зырянского села (Курганской области), объединяя «старые» и «новые» сооружения в структуру селения, оказался исторически и мировозренчески тесно связанным с архитектурой Богоявленского храма. Именно центральная застройка села своей индивидуальностью (ранний классицизм, характерный для городов-заводов) усиливала художественно-эстетическое своеобразие Богоявленской церкви на фоне своеобразных стилевых направлений местной архитектуры (эклектика, готические элементы и др.)

Зырянский храм, размещенный на открытой возвышенности, выстроен в лучших традициях архитектуры, доминирует в застройке села, обогащая панораму своим выразительным силуэтом. Несмотря на использование апробированных проектов при строительстве общественных и гражданских сооружений, мастера-строители уверенно вносили переработанные мотивы и удачные решения в их обустройство. Рассмотренные памятники архитектуры отличаются жизнерадостностью облика, при сохранении четких объемных и планировочных решений. Они до сего дня являются достопримечательностью и главным украшением провинциальной среды южноуральских поселений.

References

1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века/ Е.А. Борисова. – М.: Наука, 1979. – 318 с.

2. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве/ Г. Вельфлин – СПб.: Минфрил, 1994. – 398 с.

3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга/ С.И. Ворошилин. – Екатеринбург: Уралмедиздат,1995. – 100 с.

4. Заварихин С.В. Ворота в Сибирь/ С.В. Заварихин. – М.: Искусство, 1981. – 150 с.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2010. – 702 с.

6. Жученко Б.А., Заварихин С.П. Тюмень архитектурная/ Б.А. Жученко, С.П. Заварихин. – Свердловск: Урал. кн. изд-во, 1984. – 240 с.

7. Кондрашенков А.А.Крестьяне Зауралья в XVII-XVIII веках. Заселение территории русскими / А.А. Кондрашенков. – Челябинск, Южно-Уральское кн. изд-во, 1966. – 176 с.

8. Кочедамов В.И. Первые русские города Сибири/ В.И. Кочедамов. – М.: Стройиздат, 1978. – 190 с.

9. Кириченко Е.И., Щеболева Е.Г. Русская провинция / Е.И. Кириченко, Е.Г. Щеболева. – М.: Наш Дом – L, Age d, Homme, 1997. – 192 с.

10. Мосин А.Г. Уральские фамилии / А.Г. Мосин. – С.477

11. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии /Издание Братства Святого Праведного Симеона Верхотурского Чудотворца. – Екатеринбург: Братства, 1902. – 602 с.

12. Русское православие: Вехи истории. М., 1989. – 361с.

13. Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии / Н.К. Чупин. – Пермь, 1873, Т.1: (А - И) – 745с.

14. Шишонко В. Материалы для описания развития народного образования в Пермской губернии / В. Шишонко. – Екатеринбург, 1879. – 680с.

Citation link

Lipina T.N. 18th-19th CENTURY CULT 18ARCHITECTURE IN SOUTHERN TRANS-URAL REGION AND ITS ROLE IN THE CULTURAL DEVELOPMENT OF VILLAGES (WITH REFERENCE TO ZYRYANOVSKY SETTLEMENT) [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2011. – №4(36). – URL: http://archvuz.ru/en/2011_4/13 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 27.09.2011
Views: 87