Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (46) June, 2014

History of architecture

Lemytskaya Darya Ye.

PhD student,
Research supervisor: Professor A.V.Slabukha PhD (Architecture),
Institute of Architecture and Design Siberian Federal University,

Russia, Krasnoyarsk, e-mail: dar6499@yandex.ru

A SEARCH FOR A NATIONAL AND REGIONAL IDENTITY IN THE ARCHITECTURE OF KHAKASSIA (TOWARDS A STATEMENT OF THE PROBLEM)

УДК: 72.03
Шифр научной специальности: 85.113(2)

Abstract

The article considers stages in the emergence and evolution of the national and regional themes in the architecture using as an example the Republic of Khakassia, one of the national autonomies in Eastern Siberia. The author has identified and analysed periods in the formation and development of its architecture in the context of the country’s history of architecture and discusses methods and manifestations of the national and regional themes in the architecture of Khakassia.

Keywords: architecture of Khakassia, regional specificity in architecture, national identity, synthesis of arts

В современном мире остро стоит проблема национальной самоидентификации, что относится не только к социально-политической сфере, искусству, литературе, языку, но и к архитектурной среде. Отсутствие выраженных национальных форм в архитектуре России привели к обезличиванию городов. Коренные народы Сибири многочисленны, каждый из них имеет свои традиции, культуру, что, несомненно, должно проявляться и в архитектуре. «Непосредственная задача истории должна заключаться в том, чтобы выяснить типические черты народной жизни, понять народ, как живую единицу, цельный образ, который метался бы в глаза на каждой странице исторического повествования», – говорил русский историк и археолог, исследователь русского зодчества И.Е. Забелин [1, с. 37]. Именно анализ истории, культуры, быта и традиций народа позволяет выявить особенности архитектуры в национальных автономиях, что дает возможность для дальнейшего формообразования национального стиля.

Архитектура СССР развивалась в единой канве социальных предпосылок, поэтому развитие архитектуры в различных национальных субъектах страны, будучи сходным, имело национальную специфику. Рассмотрим некоторые проблемы формирования национальной специфики архитектуры  в Республике Хакасия под влиянием традиционной культуры одного из коренных народов Сибири.

Цель настоящего исследования – определить этапы формирования и развития архитектуры Хакасии, соотнести их с периодами развития архитектуры страны и проследить проявление национальной тематики; рассмотреть методы и средства выражения национальной и региональной темы в архитектуре. Определим периоды формирования архитектуры в национальной автономии и проявление национальной темы в них; рассмотрим, какими методами и средствами достигается проявление национальной темы в архитектуре. В процессе исследования нами было выявлено 4 периода развития архитектуры в Хакасской национальной автономии:

- традиционный период (до 1917 г.);
- период конструктивизма (1917–1932);
- период неоклассицизма (1932–1955;
- период индустриального рационализма (1955–1990).

С древних времен хакасы занималось скотоводством, вели полукочевой образ жизни, и вследствие этого их поселения были сезонными. Кочевой образ жизни сформировал традиционный тип жилья – юрту, которая обеспечивала большую мобильность. С приходом русских поселенцев образ жизни хакасов сменился на оседлый, произошла ассимиляция, к традиционным юртам добавился русский тип жилья – деревянная изба. Общественных зданий у хакасского народа не было. Лишь с появлением русского населения стали возводиться общественные постройки.

Традиционный период развития архитектуры Хакасии характеризуется национальными жилищами, жилыми и общественными объектами по русской строительной технологии (рис. 1–3).

Рис. 1. Панорама хакасского поселения (улус/аал), фото начала ХХ в. Источник: Сокровища культуры Хакасии / гл. ред. А.М. Тарунов. Серия наследие народов Российской Федерации. – М.: Контент-Пресс, 2008. – 511 с.: ил.

Рис. 2. Изба с плоской кровлей,
фото начала ХХ в. Источник:
Сокровища культуры Хакасии / гл. ред. А.М.
Тарунов. Серия наследие народов
Российской Федерации. – М.: Контент-Пресс,
2008. – 511 с.: ил.

Рис. 3. Объект торгового обслуживания
(продовольственный магазин) в селе
Усть-Абаканском, фото 1960-х гг.
Источник: Национальный музей им. Л.Р. Кызласов

С первых лет установления Советской власти в архитектуре прослеживались идеи отражения национальной культуры, проявляющиеся в переработке исторического национального наследия. Период главенствующего конструктивизма отвергал преемственность «художественной культуры прошлого» и создавал «социально новую архитектуру при учете национально-бытовых, технических и экономических предпосылок» [2, с. 28, 30].

С 1917 по 1932 годы не было установлено проявлений национальной  тематики в архитектуре Хакасии.

В период неоклассицизма впервые была сделана попытка придать архитектуре национальную идентификацию. В советских национальных автономиях появлялись эклектичные объекты, включающие национальные черты и формы ампира [3]. В Абакане в 1940–1950 гг. был построен дом специалистов (рис. 4), который длительное время оставался единственным примером проявления национальной тематики в архитектуре хакасской автономии. Жилой дом, построенный в формах неоклассики, в декоративном убранстве фасадов включал национальные мотивы орнаментов из хакасского народного творчества [4].

Рис. 4. Дом специалистов в Абакане. Обмерочный чертеж. Главный фасад, 2012.
Источник: архив кафедры основ архитектурного проектирования СФУ ИАиД

Аутентичные принципы формообразования в архитектуре, особенности национального декоративно-прикладного искусства, выработанные за долгие века, в 1932–1955 гг. использовались в хакасской архитектуре при создании объектов, отражающих национальную тематику в рамках единого стиля, диктуемого партией.

Постановление Центрального комитета КПСС и Совета министров СССР 1955 г. «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» ознаменовало новый этап в теории и практике советской архитектуры. В период индустриального рационализма происходило зарождение «неонациональной» архитектуры [5].

Выбранный курс «массовой архитектуры» привел к стандартизации, унификации и типизации строительных элементов, внедрению индустриальных методов строительства. Данные процессы породили дискуссии и публикации о новаторстве и традициях в современной советской архитектуре, привели к поискам проявления национальных и интернациональных черт [2, с. 39–43].

В условиях индустриального строительства особую роль в выражении национальной и региональной тематики приобрел синтез искусств. Активно включались в архитектуру монументальная живопись, скульптура и прикладные искусства, имеющие национальную специфику. Использовались мозаичные панно, майолика, чеканка, цветные витражи, резьба по камню и дереву, керамика и множество видов декоративно-прикладного искусства. Особая роль в выражении национального колорита отводилась орнаменту и цвету (рис. 5).

 Рис. 5. Примеры орнамента хакасского национального костюма.
Схемы Д. Лемытской. Источник: http://festival.1september.ru/articles/211969/

С 1970-х годов в архитектуре Хакасии активно проявлялся поиск национального стиля. Пример общественного здания с элементами национальной тематики стал кукольный театр «Сказка» (рис. 6), его проект разработал в 1975–1978 годах Абакангражданпроект (Абаканский филиал проектного института «Красноярскгражданпроект»), автор проекта М.В. Семизоров [6, с. 298]. Первоначальная отделка фасадов – оштукатуренные поверхности с использованием плитки, декоративные металлические панно, выполненные в технике чеканки с национальным хакасским орнаментом, облицовка натуральным камнем – плитняком, характерным для данного региона. В объемно-пространственную композицию театра включена металлическая информационная установка, расположенная на кровле здания. После реконструкции в отделке фасадов применили натуральный и искусственный камень, росписи на тему хакасских петроглифов.

Рис. 6 а. Кукольный театр «Сказка» в Абакане. Фото Д. Лемытской, 2012 г.

Рис. 6 б, в. Фрагменты оформления фасада – чеканка и роспись. Фото Д. Лемытской, 2012 г.  

Поиски национального колорита в архитектуре Абакана продолжались. Было построено здание аэровокзала, которое разрабатывали в 1979–1989 гг. архитекторы А.Г. Балтыжаков и Г.И. Кульченко, главные инженеры Н.И. Буторин и Ю.Ф. Конюхов в Абакангражданпроекте [6, с. 30, 161–162]. Протяженный главный фасад с плоскими кровлями имел в качестве архитектурного оформления навесные панели с использованием хакасского национального орнамента (рис. 7).

Рис. 7 а. Аэровокзал в Абакане. Фото Д. Лемытской, 2012 г.;
б – Схема панно, 2013. Схема Д. Лемытской

Центральный колхозный рынок «Саяны» (рис. 8) в своем оформлении имел два навесных панно, выполненных из металла в технике чеканки, размещающиеся по флангам от главного входа. Декоративные панно «Хакассия» и «Кони» художника В.А. Тодыкова изображали всадников и женщин в национальных хакасских костюмах [7].

Рис. 8. Центральный колхозный рынок в Абакане, фото 1980-х гг.
Источник: Национальный архив Республики Хакасия

В жилой архитектуре национальная тема встречается крайне редко и проявляется только в орнаменталистике (рис. 9).

Рис. 9. Фрагменты оформления фасадов жилых домов в Абакане. Фото Д. Лемытской, 2012 г.

В период индустриального рационализма в архитектуре Хакасии предпринимались поиски национальной самоидентификации, главенствовал декоративный подход. Проявление национальной тематики в архитектуре зданий было не столь выразительным и решалось методами синтеза искусств. Лишь в отдельных элементах и декоративном оформлении фасадов использовались мотивы хакасского национального искусства и орнамента. Поиски национального колорита никак не проявлялись в объемно-пространственной композиции зданий.

В процессе исследования были определены и проанализированы этапы формирования и развития национальной архитектуры. В развитии хакасской архитектуры выявлено четыре периода, соответствующие общим тенденция стилистических преобразований архитектуры страны, в каждом из которых проявление национальной самоидентификации различно.

Первоначальный этап формирования архитектуры Хакасии происходил под влиянием природно-географических условий, климата, наличия местных строительных материалов, образа жизни, культуры и традиций хакасского народа, усвоения русских строительных технологий, что и сформировало национальную архитектурную типологию.

В советский период выражение национальных идей в архитектуре Хакассии не было столь значительно и решалось без использования традиционных принципов формообразования, композиции, функциональной и пространственной концепции среды, без учета социально-психологических факторов, традиций и образа жизни народа. Проявление идей национальной культуры в архитектуре достигалось стилистическими интерпретациями в рамках главенствующего архитектурного стиля.

References

1. Mikhalovsky, I. (1909) In Memory of I.E.Zabelin. Zodchy, No.4. (in Russian)

2. Yaralov, Yu.S. (1971) The National and the International in Soviet Architecture. Moscow: Stroyizdat. (in Russian)

3. Iskanderov, M.M. (2012) A Search for Regional Identity of Architecture [Online] New Ural Builder, No. 5 (118). Available from: http://www.nus-ural.ru/archive/2012/5/423/773/  (in Russian)

4. Lemytskaya, D.Ye., Slabukha, А.V. (2012) Architectural Spatial Development of the City of Abakan in the 1920-1960s [Online] Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 37. Available from: http://archvuz.ru/en/2012_1/17  (in Russian)

5. Zavarikhin, S.P. (2011) The Architecture of the Second Half of the 20th Century. Saint-Petersburg: Troitsky Most. (in Russian)

6. Slabukha, А.V. (2004) Architects of Sibera around the Yenisey. Later 19th – Early 21st Century. Moscow: Progress-Traditsiya. (in Russian)

7. Kidiyekova, I.К. (2008) Todykov, Vladimir Aleksandrovich. The Encyclopedia of the Republic of Khakassia: Vol. 2. Krasnoyarsk: Polykor, p. 187–188. (in Russian)

Citation link

Lemytskaya D.Ye. A SEARCH FOR A NATIONAL AND REGIONAL IDENTITY IN THE ARCHITECTURE OF KHAKASSIA (TOWARDS A STATEMENT OF THE PROBLEM)[Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №2(46). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_2/14 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 02.06.2014
Views: 99