Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (47) September, 2014

Higher professional education

Surina Larisa B.

PhD. (Pedagogy), Associate Professor.
Southern Urals State University,

Russia, Chelyabinsk, e-mail: tob@susu.ac.ru

ART AND DESIGN EDUCATION IN THE LIGHT OF THE NEXT GENERATION FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

УДК: 72
Шифр научной специальности: 30.18

Abstract

The article explains the relevance of modernization to current Industrial Arts Education, identifies requirements for curriculum renewal, describes a model containing methodology, process and outcomes, and outlines the pedagogical technique

Keywords: higher education modernisation, curriculum, model, training course module

Вхождение России в Болонский процесс диктует создание в системе художественно-промышленного образования новых образовательных программ, тесно связанных с реальным сектором экономики, производством товаров и услуг. Государственными приоритетом в этом направлении стала задача внести индивидуальность в то, что производится отечественными компаниями, которые остро нуждаются в узнаваемых дизайнерских формах производимой ими продукции, в создании фирменных стилей различных отраслей производства, типографской продукции и другого дизайна. Для подготовки дизайнера, готового обеспечить решение этой задачи, возникла необходимость направить осуществляемую в нашей стране модернизацию высшего образования по пути разработки новых учебных программ. Для интенсивного развертывания этого процесса, отвечающего требованиям двухступенчатой системы образования, требуется совершенствование междисциплинарных курсов, методов и средств обучения, обеспечивающих достаточный уровень подготовки выпускников современных вузов.

Другими словами, при условиях внедрения новых ФГОС и при переходе высшей школы на многоступенчатую систему образования встает вопрос о научно-методологическом и методическом обеспечении процессов модернизации программ по направлению «Дизайн».

В научной литературе создан теоретический фундамент для модернизации высшего образования, названный в ЕС управлением проектным циклом [2]. Методика управления предполагает не ускорение развития личности студента с помощью обучения (переход к возможно раннему решению дизайнерских задач), а расширение ее возможностей именно в сферах жизнедеятельности (компетентности). Поэтому особые способности и профессиональные знания участников указанного проекта должны быть отражены не только в их высокой квалификации, но и в способности работать в русле амплификации, где амплификация, в первую очередь, предполагает развитие способностей, становление активной, творческой личности студента.

Целью подобного проекта в нашем университете является разработка нового типа дизайнерской школы и ее движения к качественному конвертируемому образованию. В связи с этим в Южно-Уральском государственном университете на архитектурном факультете решаются задачи обновления педагогических подходов к выявлению и развитию у студентов профессиональной компетентности, становлению лидерских качеств, а также оказания им всесторонней и действенной помощи на этом пути.

Под высоким уровнем профессиональной компетентности мы подразумеваем способность молодых людей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, их стремление к постановке собственных задач в проектной деятельности, предпочтение определенных способов ее выполнения и оценочное отношение к результатам, а также возможность отступить от заданной последовательности, способность видоизменять форму и характер полученной информации, менять оценку и само задание.

Приоритетным направлением такой работы является разработка учебного курса по направлению «Дизайн», который лег в основу модели нового типа дизайнерской школы в русле амплификаций (см. схему), состоящей из методического процессуального и результативного блоков. Методический блок указанной модели содержит подходы и принципы достижения цели.

Модель нового типа дизайнерской школы в русле амплификаций

Процессуальный блок состоит из четырех последовательно включающихся в направленный процесс модулей: «Основы», «Организация», «Стратегия» и «Изменения», а также содержания, средств и методов активного обучения. Первые два модуля («Основы» и «Организация») обязательны для студентов всех направлений (графического, промышленного и средового дизайна) и соответствуют I и II курсу обучения. Модули «Стратегия» и «Изменения» изучаются каждым направлением по вариативному профессиональному циклу учебного плана

Результативный блок отражает цели и задачи совместных проектов между направлениями, кафедрами и потенциальными вузами-партнерами.

Рассмотрим содержание этих модулей.

I. Основы

Кроме изучения современных проблем дизайна, истории и методологии дизайн-проектирования, компьютерных технологий, этот модуль основывается на:
- овладении пропедевтическими методами процесса создания дизайн-проектов;
- освоении издательской и проектной деятельности дизайнера;
- умении пользоваться современными информационными базами и графическими программами;
- умении работать в команде и строить межличностные отношения, что является необходимым условием профессиональной деятельности дизайнера.

II. Организация

Второй модуль учебного курса предполагает обучение:
- пониманию природы и сущности дизайна как определяющего фактора формирования социокультурной среды;
- выдвижению и разработке концептуальных, экспериментальных и инновационных идей;
- пониманию роли дизайна в обеспечении новых мобильных структур рынка;
- теории и практике работы дизайнерских агентств и объединений.

III. Стратегия

Третий модуль учебного курса основывается на творческой практике и научно-исследовательской работе по направлениям графического, средового, промышленного дизайна:
- разработка стратегий, основывающихся на навыках корпоративного решения задач, связанных с проектной деятельностью;
- деловая игра, имитирующая ситуацию принятия комплексных решений, отрабатывающая умения и навыки управленческой деятельности в области создания и защиты конкурирующих проектов;
- готовность к экспертной, консалтинговой и инновационной работе.

IV. Изменения

Четвертый модуль – подготовка выпускной квалификационной работы (ВКР) – это:
- разработка и реализация конкретных дизайн-проектов;
- готовность самостоятельно проводить научные исследования по вопросам профессиональной деятельности;
- работа в международной среде;
- понимание основных подходов в целостном профессиональном образовании в контексте развития мировых тенденций;
- овладение современными методами организационной работы по созданию продуктов научно-исследовательской и творческой работы.

Разработанный курс направлен на подготовку дизайнеров узкого профиля, способных к графическому, средовому или промышленному проектированию, владеющих методами создания творческого продукта, усовершенствованием уже применяемых методов проектирования, а также способных самостоятельно осваивать теорию и практику существующих мобильных структур рынка, предвидеть его тенденции.

Успешное прохождение программы возможно только при условии активного вовлечения студентов в учебный процесс и при взаимодействии со студентами других направлений. Работа в малых группах и групповые проекты, практикующие упражнения, деловые игры – ключевые составляющие учебного процесса, которым отведено значительное место.

Разработанная педагогическая методика основывается на модели активного обучения – «действие – осмысление» на базе «обсуждения – научения». Технология научения действием предполагает, что студенты сначала выполняют практическое задание, а затем получают теоретическое обоснование решения. Успешное прохождение программы, выявление и развитие у студентов профессиональных компетентностей, становление их лидерских качеств возможно при условии внедрения следующих методов обучения:

- практикующие упражнения, в процессе выполнения которых студенты моделируют свои действия по различным аспектам;
- деловые игры, способствующие более глубокому пониманию и эффективному закреплению изученных ранее теоретических дисциплин, имеющие комплексный характер;
- работа в малых учебных группах (ключевая составляющая учебного процесса), где студенты выполняют конкретные ситуации, готовят групповые проекты и участвуют в деловых играх.

Работу со студентами по заявленным модулям необходимо строить по следующим принципам:

1. Совпадение с политикой ЕС в высшем образовании.

2. Контроль качества на основе централизованно разработанных стандартов нового поколения, т.е. с помощью примерной национальной рамки квалификаций и включенных в нее критериев, связанных с оценкой [1].

3. Создание условий преемственности, обеспечивающих студентам переход с одной специализации на другую.

4. Развитие межпредметных связей.

Целью модели нового типа дизайнерской школы являются совместные проекты, основанные на взаимопомощи и обмене знаниями между направлениями, кафедрами и вузами-партнерами. Это могут быть:

- переработка, совершенствование и изменение действующего учебного плана; разработка, апробация, создание и аккредитация нового учебного плана (преобразование учебного плана должно ориентироваться на содержание, структуру, методы обучения и использование новых УМК, и принимать во внимание программу действий Европейского Союза по модернизации высших учебных заведений);

- развитие и создание учебных программ, по которым студенты одновременно учатся на нескольких разных направлениях (double or multiple degree) или на совместный диплом (joint degree), выдаваемый двумя различными вузами [3];

- новые курсы должны применять Европейскую систему перевода зачетных баллов (ECTS) и признавать степени (бакалавр, магистр).

Совместные проекты по преобразованию учебного плана должны включать не только контроль качества образования на основе ФГОС, условия перехода с одного направления на другое, а также такие смежные вопросы, как обучение преподавателей, контроль качества и возможность выпускников найти работу через связь с рынком труда.

Совместные проекты на университетском уровне – это многостороннее сотрудничество, в первую очередь, между кафедрами ЮУрГУ. Цель совместных проектов – взаимопомощь и обмен знаниями между кафедрами-партнерами, например расчеты сложного дизайн-проекта на ЭВМ, создание промышленного дизайна установки, прибора и пр. Совместные проекты должны быть связаны с долгосрочной работой, проводимой в его рамках. Совместные проекты могут преследовать цели как по преобразованию учебного плана, так и по внедрению продуктов художественно-промышленного образования в социокультурную среду университета, города, страны, что позволит:

- усилить роль художественно-промышленного образования в университетском сообществе вообще; привлечь знания, опыт специалистов кафедры для усиления эстетической составляющей социально-культурной среды университета, города, региона;

- направить усилия художественно-промышленного образования по пути интеграции: образование – исследование – инновации (проект – осуществление – внедрение).

Для распространения описанных типов проектов потребуется помощь преподавательского и вспомогательного состава, технических специалистов, а также сотрудников администрации университета.

Основа модели – процессуальный блок, содержащий основные модули учебного курса в русле амплификаций, последовательно включающиеся в направленный процесс. В названиях модулей использованы наиболее значимые переменные, определяющие становление дизайнеров, активно осваивающих и преобразовывающих окружающую действительность. Исследование взаимосвязи модулей в учебном процессе подтвердило вариативный путь поэтапного профессионального становления личности студента; перечисленные модули являются определяющими в создании целостной системы последовательного и направленного использования средств амплификации в формировании общекультурной и профессиональной компетентности студента. Такая последовательность выделена вследствие большого педагогического опыта и связана с педагогическими условиями становления личности молодого человека.

Экстраполяция модели на реальный образовательный процесс позволила кафедре разработать новый учебный план по направлению «Дизайн», обеспечивающий соблюдение ФГОС, организовать его апробацию на кафедре дизайна и изобразительных искусств архитектурного факультета ЮУрГУ. Результатом данного процесса является новый тип дизайнерской школы в русле амплификаций, позволяющей воспитывать студента, творчески осваивающего и преобразовывающего окружающую действительность.

References

1. Muravieva, A.A. (2006) The Principles and Procedures of the National Qualifications Framework. Moscow: The Center of Vocational Education Studies.

2. Project Cycle Management. Textbook. The management of Network Regional Support Office TACIS program capabilities in the Russian Federation. EUROPEAID/114754/D/SV/RU, 2005.

3. European Commission. Tempus: modernising higher education in EU neighbours http://ec.europa.eu/tempus/  [Online]

Citation link

Surina L.B. ART AND DESIGN EDUCATION IN THE LIGHT OF THE NEXT GENERATION FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2014. – №3(47). – URL: http://archvuz.ru/en/2014_3/18 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 08.07.2014
Views: 89