Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (58) June, 2017
Theory of architecture
Zhukovsky Roman S.
PhD (Architecture), Associate Professor,
Chair of Architecture and Design,
Altay State Technical University,
ORCID 0000-0001-6706-3186
Russia, Barnaul, e-mail: romanzsolar@mail.ru
THE ARCHITECTURE OF UBRAN SUB-DOWNTOWN AREAS AS A FACTOR OF THEIR SUSTAINABLE DEVELOPMENT
УДК: 72:711.552/.553
Шифр научной специальности: 85.118
Abstract
Keywords: public and business subcenter, sustainable development of territories, architectural style, city block, multifunctional building
Введение
Общественно-деловые субцентры (ОДС) – это вторичные элементы системы города, по различным свойствам наиболее близкие к его центру среди других элементов. ОДС определяются по нескольким критериям: 1) сосуществование с центром города в пределах одного урбанизированного пятна и/или при сохранении с ним связей агломерационного обмена; 2) автономность пространства в ткани города; 3) общественно-деловой функциональный профиль; 4) многофункциональность интегрального пространства на уровне групп (жилье, работа, сервис, рекреация) [7, с. 85]. Сегодня ОДС можно рассматривать как альтернативу общественно-деловым центрам полностью независимых новых городов, строительство которых значительно снизилось в постсоветские годы в сторону консолидации застройки существующих городов – региональных центров.
Развитие ОДС – существенная составляющая процесса полицентрической поляризации территорий города [19], в зависимости от которого будут уменьшаться или увеличиваться по плотности и по времени маятниковые миграции населения. Нежелательно появление слишком сильных полюсов социально-экономического притяжения, сопоставимых с центром города, что ведет к «аномальной» полицентризации города с вероятным увеличением средневзвешенных дистанций и времени повседневных поездок, развития локальной джентрификации [6, с. 70–71]. Однако ОДС могут попадать и в социально-экономические «ножницы» с угрозой деградации и запустевания, превращения в так называемые Greyfield Land (рис. 1). Это происходит на фоне утраты конкурентоспособности таких ОДС, с одной стороны, по отношению к центрам городов (с точки зрения многообразия и престижности функций при сопоставимой цене на недвижимость и земли), и, с другой стороны, по отношению к «бескрайним городам» (Edgeless Cities) Р. Лана [38] (с точки зрения ценовой доступности недвижимости и земель при сопоставимых многообразии и престижности функций). Опасность деградации повышается, если в условиях «ножниц» пространство ОДС имеет низкие архитектурно-градостроительные качества, не ориентировано на пешеходов и плохо поддается ревитализации из-за ригидности каркаса и масштабов застройки [38, с. 95–99] (рис. 2).
Рис. 1. Заброшенный торговый молл в США.
Источник: http://a.abcnews.com/images/US/cn_abandoned_mall_ohio_5_js_150112_16x11_1600.jpg
Обстоятельство повышения цен на земли и недвижимость является критически важным для выживания ОДС в конкуренции с центром города, однако и в конкуренции с неинтегральными общественно-деловыми областями («бескрайними городами») ОДС должны иметь очевидные пространственно-средовые преимущества при незначительно бо́льших ценах на земли и недвижимость. В идеале ОДС как фрагменты города должны занимать определенную нишу в балансе «качество-цена», представляя собой одновременно и более доступный для проживания и предпринимательства аналог центра города, и более комфортную для повседневной жизни среду, чем монофункциональная периферия. Так, известно, что доля ОДС типа «окраинных городов» (Edge Cities) Дж. Гарро [35] занимает около четверти всей офисной застройки крупнейших американских городов [38, с. 77].
Рис. 2. «Окраинный город» Тайзонс (Tysons), США.
Источник: http://s3.amazonaws.com/posttv-thumbnails-prod/thumbnails/null/WP_Silver_Line_Aerial.jpg
Формирование пространства ОДС с использованием архетипических планировочных средств (квартальная, периметральная застройка, пешеходные улицы и площади с умеренно широким профилем, аллеи с бульварами, скверами и др.) и средств функциональной компоновки (внедрение жилищ, общественно-деловых функций на первых этажах, выходящих на улицу) [8, с. 72–73] может создавать основу преимуществ ОДС перед периферией, но стоимость этих решений должна быть заметно ниже, чем в центре города, и не намного выше, чем на периферии или в специализированных центрах – последние могут частично выводиться из режима рыночной конкуренции (медицинские, университетские и т.п. кампусы при государственной поддержке), либо сравнительно легко переходить в класс ОДС (бизнес-парки, торговые районы) (рис. 3). Обстоятельство высокой экономической доступности при строительстве и эксплуатации особенно актуально при формировании ОДС в режиме программной команды [13, с. 74–81, 8, с. 73–74], что может осложнять, продлевать и делать дороже проект территории. Стоимость проекта может быть снижена различными способами, включая архитектурно-планировочные и объемно-пространственные, которые, как отмечает Ч.С. Боль, «не являются панацеей» (о новом урбанизме), однако могут быть эффективной стратегией по улучшению качества жизни людей в городах в ряду других мер социально-экономического характера [32, с. 761]. В настоящей статье рассматриваются возможные пути формирования оптимальной архитектуры ОДС, способствующей их устойчивому развитию как городских территорий промежуточного класса между центром города и периферией [33, с. 46].
Рис. 3. Общественно-деловые территории города. Сост. Р.Жуковский. Условные обозначения: белая гистограмма – степень многофункциональности пространства; черная – стоимость недвижимости и земель. «ЦГ» – центр города, «ОДС» – общественно-деловой субцентр; «Спец» – специализированный центр; «П» – периферийные не интегрированные пространства
Методика
В исследовании анализируется научная литература, касающаяся сценариев развития ОДС и различных аспектов городской застройки (градостроительных, объёмно-пространственных, архитектурно-планировочных), на основании чего посредством дедуктивной логики синтезируются умозаключения эвристического характера относительно желаемых свойств застройки ОДС в условиях поставленной задачи по обеспечению их устойчивого развития в городе.
Устойчиво развивающиеся ОДС
В условиях повышения нелинейности развития городов и агломераций, превращения их в «метроурбию» [10, с. 48] развитие вторичных элементов системы городского центра может становиться все более нестабильным, вплоть до их физической миграции в ткани города [21, с. 23; 40, с. 4–5]. При этом существуют и субцентры со стабильным социально-экономическим ростом. Прежде всего, это центры бывших пригородов и предместий, как правило, инкорпорированных в урбанизированное пятно главного города, но не потерявших свое значение. Однако их устойчивость обусловлена многими десятилетиями и столетиями исторического вызревания как культурных центров отдельно воспринимаемых городов. В новых условиях метроурбии интерес представляют объекты, попадающие по возрасту под определение Гарро, т. е. формируемые в течение нескольких десятилетий [35, гл. 1]. В этой категории можно выделить две разновидности устойчиво растущих ОДС.
Рис. 4. Район Аптаун (Uptown). Хьюстон, США (изображение получено при помощи Google Earth™)
К первой относятся крупнейшие ОДС типа Бакхед или Камберленд в Атланте или Аптаун в Хьюстоне, США (рис. 4). Как правило, эти районы начинали развитие с торгово-развлекательного центра регионального значения (нулевая стадия); на первой стадии в этом же районе могли появляться отдельные офисные и торговые объекты, по общей влиятельности в городе еще не достигавшие той критической массы, при которой вероятность устойчивого развития начинает превалировать над вероятностью деградации; на второй стадии появлялись все более крупные здания офисов и апартаментов, отдельные области низкоплотной жилой застройки; на третьей стадии в районе могли появиться объекты с уникальной функцией и/или архитектурой (например, 62-этажный небоскреб в Аптауне) [9, с. 14] (рис. 5). Вызревание ОДС до уровня второй–третьей стадий, вероятно, и закрепляет его на определённой территории, обеспечивает его узнаваемую средовую семантику, делает его все менее уязвимым к росту цен на недвижимость–земли и к джентрификации. Рассматриваемые ОДС представляют собой выраженные полюсы полицентрической поляризации, сформированные почти исключительно механизмами агрессивного рыночного роста. Их устойчивое развитие в большей степени обеспечивается за счет масштаба и многообразия функций, способного конкурировать с центром города, чем за счет пешеход-ориентированного, сомасштабного человеку центроподобного пространства. Их архитектура, как правило, утилитарна и построена на крупных модулях.
Рис. 5. Стадии развития функций в ОДС. Сост. Р. Жуковский
Реализованные новыми урбанистами [41] ОДС типа центров пригородов Рестон, Роквилл, Мэшпи Коммонс, Мюллер Остин и др. (рис. 6) являются другой разновидностью пространств со стабильно положительным прогнозом развития. Они гораздо менее масштабны, как правило, с низкоплотной или среднеплотной застройкой на меньшей территории, чем ОДС первого типа, и вызревали более спланировано с участием программной команды и широкой общественности, практически сразу выходя на описанные выше вторую–третью стадии развития. Такие ОДС представляют собой слабые полюсы полицентрической поляризации, способные к устойчивому развитию в большей степени за счет комфортности пространства для повседневной жизни, сопоставимой с центром города, чем за счет социально-экономической «машины роста». Их архитектура более сложна и выразительна, построена на человекомасштабной модульности с использованием архитектурных стилей вплоть до реминисценций классицизма и эклектики. Однако рассматриваемые примеры малочисленны. В первом случае объекты выживали за счет длительно успешной локальной рыночной конъюнктуры (что является, скорее, случайным стечением обстоятельств), при этом формировались как пространства с достаточно ограниченным центроподобием. Во втором случае объекты выживали за счет комплексной работы программной команды и успешного планирования (что может увеличивать сроки и цену проекта) в условиях инициативной местной общины (что далеко не всегда достижимо); при этом формируемые пространства обретали малую роль как полюсы полицентризации, становясь в большей степени локальными социально-экономическими магнитами.
Рис. 6. Центр пригорода Мэшпи (Mashpee Commons), шт. Массачусетс, США (изображение получено при помощи Google Earth™)
Большинство ОДС формируются и без единого плана, и на сравнительно неуспешной рыночной конъюнктуре, и могут длительно не выходить на уровень второй стадии – стадии локализации в качестве «оседлого» социально-экономического аттрактора, находясь под повышенной угрозой деградации, следовательно, они могут быть нестабильными по территориальному расположению и функциональной емкости. При поставленной задаче развития пространства ОДС, способного к устойчивому развитию (многофункционального, интегрального, пешеходного, обжитого), можно предположить, что архитектурные решения застройки ОДС должны отличаться экономичностью и максимальными гибкостью и мобильностью, вплоть до обеспечения возможностей по физической миграции зданий по территориям в поисках прочной локализации с благоприятной конъюнктурой, способствующей переходу развития ОДС во вторую–третью стадии, открывающие путь к более дорогостоящему строительству.
Тип застройки и зонирование
Квартальная застройка, как показывает опыт развития исторических центров многих городов мира, способствует формированию пространств и среды в большей степени центроподобной, ориентированной на социальное присутствие с визуальным контролем и активными взаимодействиями, чем микрорайонная застройка [5, с. 55; 25]. Это достигается увеличением проницаемости территории транспортно-пешеходными коммуникациями за счет уплотнения решетчатой или радиальной сетки улиц с малой пропускной способностью и уменьшения площади элементов планировочной структуры в несколько раз и даже на порядок. Возможно и развитие застройки по комбинированному принципу, предложенному мексиканскими урбанистами, как «макрорайона» поперечником около 1 км, выделяемого крупными автомагистралями, с внутренним делением на один-два десятка кварталов, обслуживаемых улицами местного значения, вплоть до чисто пешеходных (рис. 7) [43, с .40]. Квартальная застройка должна обеспечивать развитие ОДС по принципу «открытого плана» [2, с. 138], модулями решетчатой, преимущественно ортогональной планировочной сетки без тупиков [39, с. 32], улучшающей возможности ориентации индивида в пространстве [18, с. 90–93].
Рис. 7. «Макрорайон» с квартальным делением [43, с. 40]
Миниатюризация других структурных элементов может и не приводить к снижению плотности застройки по сравнению с микрорайонной (например, при необходимости понижения этажности зданий по инсоляционным и иным требованиям), однако может способствовать повышению психологической комфортности среды и менее рискованному в плане объема финансированию строительства и эксплуатации [25]. Возможна дифференциация этажности застройки, обосновванная смешением жилищ различной ценовой категории в пределах интегрального пространства (например, более высокоплотная и многоэтажная эконом-класса) для преодоления тенденций к формированию гетто [42, с. 21-23], а также необходимостью выявления композиционных доминант и акцентов, выступающих в роли пространственных ориентиров [18, с. 52–53].
Важным является формирование характерных для исторических центров городов «главных улиц» (Main Street) с застройкой в роли многофункциональных экстерьеров (рис. 8) [30, с. 109–110; 37, с.114] с вертикальным зонированием по принципу многофункциональных жилых комплексов [27] или офисно-жилых комплексов [14], эксплуатация которых в условиях их высокой функциональной адаптивности со временем может окупать возможно бо́льшие финансовые и организационные затраты по сравнению с простыми монофункциональными жилыми зданиями [29]. Кроме того, на территории развивающегося ОДС может быть построено многофункциональное здание или комплекс [1], выступающее как аналог ОДС на более низком рекурсивном уровне («точечным субцентром»), способное создать первичный закрепляющий полюс социально-экономического притяжения в городе, обеспечивая данному крупному ОДС как городскому району более устойчивое дальнейшее развитие.
Рис. 8. Жилой дом Накагин (арх. К. Курокава).
Истhttp://im.rediff.com/money/2011/dec/19build15.jpg
Конструкции и объемно-пространственная композиция
Мобильно-модульная архитектура в духе метаболизма или объмно-модульное железобетонное домостроение (рис. 8) оказались весьма дорогостоящими по сравнению с традиционными капитальными решениями [17, с. 842–843; 22] в связи с проблемами масштаба производства и логистики. В настоящее время приоритет отдается более легким каркасным модулям, с помощью которых можно возводить бесфундаментные двух-, трехэтажные здания [26], а также полностью демонтируемые здания до шестнадцати этажей на сочетании стального каркаса и стальных модулей [3]: такое решение применялось, например, в Лондоне по технологии Verbus Systems для временных гостиниц к Олимпиаде 2012 г. (рис. 9). Недостатками модульного строительства является малая несущая способность каркасов и потребность в высокой квалификации строителей-монтажников [24].
Рис. 9. Модульные многоэтажные гостиницы. Лондон.
Источник: http://weburbanist.com/wp-content/uploads/2008/11/14-camouflage-cargo-container-hotel-building1.jpg
Альтернативой буквальной модульности являются здания из легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК). Сегодня уже возводятся 5-6 этажные каркасы из ЛСТК [4]; такие здания и сооружения оказываются наиболее дешевыми по сравнению с другими технологиями (каркасно-щитовыми, блоково-модульными, бетонными с несъемной опалубкой), однако их строительство также требует высокой квалификации инженеров-конструкторов и монтажников, в том числе в обеспечении пожарной защиты уязвимых металлоконструкций [20, с. 188].
Мобильность и трансформируемость зданий должны быть расширены конструктивными системами, обеспечивающими возможность гибкой планировки помещений и снижения затратности строительства и эксплуатации [15, с. 19], такими как каркасные (стоечно-балочные конструкции), пространственные (тонкостенные оболочки, висячие конструкции) [16, с. 33–37].
Архитектурный стиль
Н.С. Гарнетт [34] критикует новых урбанистов за увлечение архитектурными стилизациями в духе эклектики и модерна, приводящими к повышению стоимости строительства за счет декоративной пластики, что часто не устраивает девелоперов и землевладельцев, иногда не согласных даже на изначальное развитие интегральных пространств как пешеход-адаптированных и центроподобных, в духе «мгновенных городов» (Instant Cities) [33]. По А.В. Иконникову, «композиция <застройки> не должна быть скована рамками стилистической унификации», включая ″имитации под старину″» [12, с. 27-28]. На опасность стилизаторства вплоть до прямого копирования образцов мировой исторической архитектуры указывают примеры «городов-призраков» типа Тиандученга в Китае (рис. 10). Тем не менее, С. Белл указывает на роль привлекательной (“eye-catching”) архитектуры и дизайна среды как ключа к успеху всего пространства ОДС [31]. Следовательно, при формировании ОДС с установкой на устойчивое развитие следует ответственно подходить к выбору архитектурного стиля застройки, одновременно и более привлекательного, чем китч, и обеспечивающего экономичные решения по строительству и дальнейшей эксплуатации.
Рис. 10. Город Тиандученг, КНР
Источник: http://daypic.ru/pars/20130807/20130807_3637/19.jpg
О.В. Орельская отмечает отказ от постмодернизма и историзма в России начала XXI в: «вектор стилистических предпочтений вновь направлен на продолжение развития рационалистической, новационной линии в архитектуре <…> современные архитекторы снова пользуются абстрактным словарем современной архитектуры» [23, с. 41]. На наш взгляд, архитектуру ОДС на первых этапах могли бы представлять стили из группы неомодернизма, необрутализма и хайтека [11, с. 378–407], для которых характерны:
а) простые объемы и планировки помещений, идущих от прямоугольного модуля и комбинаций параллелепипедов (с введением в качестве акцентов и доминант застройки других объемов и их фрагментов типа шара, пирамиды, цилиндра, призмы);
б) использование произведений монументального декоративного искусства на брандмауэрах, продуманных и выразительных цветовых схем (особенно актуальных в условиях полугодичной зимы многих российских городов);
в) простые средства пластической выразительности, идущие от модернистской пропедевтики (отношения ритма-метра, фактуры здания и игры теней на фасаде за счёт перфорации окон, сдвижек балконов и лоджий и т. п.);
г) максимальное использование аутентичного эстетического потенциала фактур, текстур, цвета, блеска материалов и строительных блоков (кирпич, бетон, стекло, дерево);
д) максимальное использование аутентичного эстетического потенциала конструктивных элементов и инженерных сетей (фермы, колонны, трубы, оборудование). Крупномасштабными образцами ОДС с описываемыми архитектурными решениями можно считать район Ля Дефанс в Париже и район Сенчери Сити в Лос-Анджелесе (рис. 11). Однако в условиях меньших масштабов развивающихся и потенциальных ОДС российских городов и в связи с необходимостью формирования центроподобных пешеход-ориентированных пространств квартального типа рассматриваемые «большие стили» могут модифицироваться с учетом культурного фона всего города и конкретного района [28, с. 75–77] (рис. 12).
Рис. 11. Район Сенчери Сити (Century City). Лос-Анджелес (изображение получено при помощи Google Earth™)
Рис. 12. Вид городского пространства устойчиво развивающегося ОДС. Автор – Р. Жуковский
Заключение
Настоящая статья носит прогностический и гипотетический характер, а выдвигаемые предположения относительно оптимальных качеств застройки ОДС для их устойчивого развития должны быть апробированы и скорректированы практикой проектирования и формирования таких городских районов, уточняться по мере проведения новых исследований относительно экономичности тех или иных решений в застройке, исследований по смежным дисциплинам в отношении рассматриваемой проблемы.
Для своего устойчивого развития большинство ОДС должны позиционироваться как явный социально-экономический тип городского пространства с определенными преимуществами, являясь экономически более доступной, но менее престижной и комплексной альтернативой центру города, однако более центроподобной и благоустроенной альтернативой монофункциональной периферии или специализированным центрам (рис. 13). При этом ОДС может проходить несколько стадий развития (рис. 14):
![]() | ![]() |
Рис.13. Статус и пути трансформации различных общественно-деловых территорий города в зависимости от уровня их полифункциональности (по оси F) и стоимости недвижимости и земель (по оси E). Сост. Р. Жуковский | Рис.14. Эволюция городских ОДС . Сост. Р. Жуковский. Условные обозначения: ось К – количество функциональных групп (У – появление уникальных функций и архитектуры); ось М – функциональная ем-кость территории; 0, 1, 2, 3 – стадии развития ОДС |
Стадия 0 – появление «якоря», обеспечивающего развитие ОДС в будущем (крупного торгово-развлекательного центра или многофункционального комплекса);
Стадия 1 – формирование последующих функциональных групп застройки (офисной, жилой, торговой и т.д.) как основы ОДС с высокой вероятностью деградации в случае потери конкурентоспособности по отношению и к периферии, и к центру города;
Стадия 2 – социально-экономическое и культурное закрепление ОДС, продолжающееся развитие различных базовых функциональных групп в интегрированном пространстве с постепенным снижением вероятности деградации и обретением статуса слабого или умеренно выраженного полюса городской поляризации;
Стадия 3 – появление в ОДС уникальных объектов и архитектуры, повышение престижности и усиление процессов джентрификации в районе; обретение статуса сильного полюса городской поляризации.
Для устойчивого развития на первых стадиях и перехода в «безопасную область» устоявшегося социально-экономического полюса, может быть предложен принцип формирования ОДС как центроподобного (архетипического городского) пространства с экономичным ансамблем застройки, что может быть достигнуто при помощи следующих архитектурно-пространственных и объемно-планировочных приемов:
1. Внедрение квартальной застройки с миниатюризацией элементов беступикового планировочного каркаса, ширины профиля улиц, при сохранении плотности застройки с повышением социальной контактности образуемой среды.
2. Снижение этажности застройки до средней (4–9) с включением композиционных высотных акцентов и доминант как пространственных ориентиров.
3. Внедрение вертикального зонирования застройки с обязательным включением различных видов жилищ типа многофункциональных жилых комплексов или офисно-жилых комплексов.
4. Введение многофункционального комплекса как «точечного субцентра», создающего первичный полюс общегородского притяжения на территории.
5. Введение в застройку мобильных и модульных зданий из легких стальных тонкостенных конструкций, капитальных зданий с каркасными или объемно-пространственными конструктивными системами, временных сооружений, обеспечивающих в любом случае гибкую планировку и максимально возможную трансформируемость застройки.
6. Использование в застройке архитектурных стилей из группы неомодернизма, необрутализма и хайтека, оперирующих простыми объемами, абстрактными средствами пластической выразительности и аутентичной эстетикой материалов, строительных блоков, конструкций и инженерных сетей. Если рассматривать развитие ОДС в зависимости от успешного компромисса в программной команде проекта с учетом мнения местной общественности, а формирование архетипических центроподобных пространств – как шаг навстречу со стороны девелоперов, землевладельцев и инвесторов, то шагом навстречу к компромиссу со стороны архитекторов и градостроителей можно считать обеспечение экономичных решений ансамбля застройки (рис. 15).
Рис. 15. Компромисс участников программной команды проекта ОДС, обеспечивающий его устойчивое развитие (схема автора с использованием изображений: 1 – https://beltlineorg-wpengine.netdna-ssl.com/wp-content/uploads/2012/05/img-Master-Plan-Subarea-01-Chart.jpg ;21– http://vnrc.org/wp-content/uploads/typo3/burke_meeting_.JPG;31–https://farm4.staticflickr.com/3919/15171062045_d86e8c0ceb_c.jpg
Рис. 16. «Архитектурное зонирование» города по различным общественно-деловым территориям (схема автора с использованием изображений, полученных в Google Earth™: 1 – Париж; 2 – Даллас (район автострады Стимонс); 3 – пригород Кройдон, Лондон
Если рассматривать центры городов как генератор новейших, сложнейших, крупнейших, дорогостоящих явлений архитектуры и застройки (например, из группы постмодернистских стилей), а периферийные неинтегральные общественно-деловые области – как зоны китча и утилитаризма, то ОДС могут выступать как пространства модернизма, что, в целом, будет способствовать более упорядоченному архитектурному разнообразию города (рис. 16).
References
- Bokov V.A. (1974) Architectural and Spatial Organization of Mixed-Use Developments and Buildings. Author’s summary of PhD dissertation. Moscow (in Russian).
- Bocharov Yu.P. and Kudryavtsev O.K. (1972). Planning Structure of Modern City. Moscow: Stroyizdat (in Russian).
- Prefabricated Modular Buildings or Comfort in a “Can” [online]. Available at: http://zavodmz.ru/articles.php?i=17 [Accessed 28 May 2017] (in Russian).
- Buildings Made of Light Steel Thin-Walled Structures in Russia [online]. Available at: http://andrometa.ru/doma-lstk.html [Accessed 28 May 2017] (in Russian).
- Jacobs J. (2015). The Death and Life of Great American Cities. Translated from English by L. Motylyov. Moscow: Novoe Izdatelstvo (Biblioteka Svobody) (in Russian).
- Pomorov S.B. and Zhukovsky R.S. (2016). The Analysis of Modern Concepts of Polycentric Spatial Planning. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 54 (1), pp. 67-79 (in Russian).
- Zhukovsky R.S. (2017). The Urban Typology of Sub-Downtowns (Cultural and Business Complexes). Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building, 60 (1), pp. 82-95 (in Russian).
- Pomorov S.B. and Zhukovsky R.S. (2016). Urban Space of Sub-Downtowns: the Formation Tendencies. Architecture and Construction of Russia, 3, pp. 68-75 (in Russian).
- Pomorov S.B. and Zhukovsky R.S. (2016). Balance of Planning and Self-Organization in the Historical Development of Urban Polycentrism Concept. Akademicheskij Vestnik UralNIIProekt RAASN, 3, pp. 9-15 (in Russian).
- Zyukova N.B. (2012). Evolution of Concepts and Models of Conurbation Functional and Territorial Development. Gradostroitelstvo, 1 (17), pp. 47-50.
- Ikonnikov A.V. (2002). The Architecture of 20th Century. Utopias and Reality. A.D. Kudryavtseva, ed. Vol. 2. Moscow: Progress-Traditsia (in Russian).
- Ikonnikov A.V. (1979). Architectural Ensemble. Moscow: Znanie (in Russian).
- Kiyanenko K.V. (2015). Society, Environment, Architecture: Social Basis of Architectural Formation of Residential Environment. Vologda: VoSU (in Russian).
- Kolgashkina V.A. (2015). Commercial and Residential Complexes with an Integrated Business Component. Author’s summary of PhD dissertation. Moscow (in Russian).
- Kolesnikov S.A. (2006). Architectural Typology of High-Urbanized Nodes of Urban Structure of Large City (on the Example of Samara). Author’s summary of PhD dissertation. Nizhniy Novgorod (in Russian).
- Viktorova O.L., Petryanina L.N. and Matieva Yu. A. (2014). Structural Systems Used in the Coverage of Buildings. Yu.P. Skachkov, ed. Penza: PSUAB (in Russian).
- Kurbanov Z.A., Ponomaryov A.V. (2016). Spatial Block Construction: History and Modern Trends. In: Selected Reports of the 62nd University Scientific and Technical Conference of Students and Young Scientists. TSUAB, Tomsk, Russia, pp. 841-846.
- Lynch K. (1982). The Image of the City, A.V. Ikonnikov, ed. Translated from English by Glazychev V.L. Moscow: Storyizdat (in Russian).
- Mazayev A.G. (2013). From Monocentric to Polycentric Polarization. Theoretical Fundamentals and Resettlement Scenarios. Gradostroitelstvo, 1 (23), pp. 65-71.
- Mushinskiy A.N. and Zimin S.S. (2015). Construction of Prefabricated Buildings and Structures. Construction of Unique Buildings and Structures, 4 (31), pp. 182-193 (in Russian).
- Navolotskaya A.V. (1991). The Formation of Planning Districts in the Structure of Large City (on the Example of Novosibirsk). Author’s summary of PhD dissertation. Moscow (in Russian).
- Spatial Block Construction: A Miracle that Did Not Take Place – Zelenstroy [online]. Available at: http://www.zestroy.ru/articles/410.htm [Accessed 28 May 2017] (in Russian).
- Orelskaya O.V. (2016). Types of Future Buildings in Avant-Gard Projects of 1920-1930. Academia. Architecture and Construction, 2, pp. 41-51 (in Russian).
- Advantages and Disadvantages of Modular Buildings [online]. Available at: http://www.isk-monolit.ru/o-kompanii/stati/preimushhestva-i-nedostatki-modulnyix-zdanij.html [Accessed 28 May 2017] (in Russian).
- Romasheva M.N. (2016). A Modern Approach to a City Block Development. The Principles and Features. Universitetskaya Nauka, 2, pp. 77-79.
- Prefabricated Modular Buildings [online]. Available at: http://www.bystrovozvodim.ru/main/modulnyie-zdaniya/modulnyie-zdaniya/sborno-razbornyie-modulnyie-zdaniya.html [Accessed 28 May 2017] (in Russian).
- Skoblitskaya Yu.A. (2013). Architectural and Planning Organization of Service in Multistory Residential Buildings in Large Cities. Author’s summary of PhD dissertation. Moscow (in Russian).
- Smekalov I.V. and Shleiuk S.G. (2015). Styling and Interpretation of Style in the Province. Vestnik of Orenburg State University, 5 (180), pp. 73-79 (in Russian).
- Tolokonninkova O.A. and Pashkova L.A. (2015). Mixed-Use Pedestrian Buildings in the Construction Market. In: International Scientific and Technical Conference of Young Scientists of Shukhov Belgorod State Technical University, pp. 2006-2008.
- Zeidler E.H. (1988). Multi-use Architecture in the Urban Context. Translated form English by A.Yu. Bocharova, I.R. Fedoseeva, ed. Moscow: Storyizdat (in Russian).
- Bell S. (2005). Mixed-use Developments Bring the City to the Suburbs [pdf]. Availbale at: http://www.ccim.com/cire-magazine/articles/mixed-use-developments-bring-city-suburbs/?gmSsoPc=1 [Accessed 28 May 2017] (in English).
- Bohl C.C. (2000). New Urbanism and the City: Potential Applications and Implications for Distressed Inner-City Neighborhoods. Housing Policy Debate, 11 (4), pp. 761-801. [pdf]. Availbale at: https://www.innovations.harvard.edu/sites/default/files/hpd_1104_bohl.pdf [Accessed 28 May 2017] (in English).
- Dunham-Jones E. and Williamson J. (2009). Retrofitting Suburbia [pdf]. Available at: http://uli.org/wp-content/uploads/2009/10/Sustainable-Suburbs-Retrofitting-Suburbia.pdf [Accessed 28 May 2017] (in English).
- Garnett N.S. (2015). Old Suburbs Meets New Urbanism. Notre Dame Law School NDLScholarship, 1512, pp. 1-23 (in English).
- Garreau J. (1991). Edge City. Life on the New Frontier. New York: Anchor Books, a Division of Random House, inc. [online]. Available at: https://books.google.ru/books/about/Edge_City.html?id=bhubIafmBv8C&redir_esc=y [Accessed 28 May 2017] (in English).
- Gamble M. and LeBlanc W.J. (2004). Incremental Urbanism – The Auto and Pedestrian Reconsidered in Greyfield Reclamation, Atlanta, Georgia. Places, 16 (3), pp. 18-21 [online]. Available at: http://escholarship.org/uc/item/7fj2n9kf [Accessed 28 May 2017] (in English).
- Grant J.L. (2008). New Urbanism Developments in Canada: A Survey. Journal of Urbanism, 1 (2), pp. 109-127 (in English).
- Lang R.E. (2003). Edgeless Cities – Exploring the Elusive Metropolis. Washington D.C.: Booking Institution Press [online]. Available at: https://books.google.ru/books/about/Edgeless_Cities.html?id=Js3fieyj7AAC&redir_esc=y [Accessed 8 May 2017] (in English).
- Matthews J.R., Hoeffel J.M. and Castor B.L.J. (2010). Montgomery County Planning Commission Board. New Town Mixed Use District – Creating Walkable, Transit-Friendly Places [pdf]. Available at: https://www.chicagofed.org/publications/economic-perspectives/2003/2qeppart1 [Accessed 28 May 2017] (in English).
- McMillen D.P. (2003). Employment subcenters in Chicago: Past, present, and future. Economic Perspectives, 27 (2, 2nd), pp. 2-14 [pdf]. Available at: https://www.chicagofed.org/publications/economic-perspectives/2003/2qeppart1 [Accessed 28 May 2017] (in English).
- New Urbanism – Principles of Urbanism [online]. Available at: http://www.newurbanism.org/newurbanism/principles.html [Accessed 28 May 2017] (in English).
- (Re)Building Downtown – A Guidebook for Revitalization, 2015. Smart Growth America [pdf]. Available at: < http://www.nlc.org/sites/default/files/SCI%20Documents/TOD_Guide_Urban_Communities_English_EMBARQ.pdf [Accessed 28 May 2017] (in English).
- TOD Guide for Urban Communities, 2013. CTS-EMBARQ Mexico [pdf] Available at: http://www.nlc.org/sites/default/files/SCI%20Documents/TOD_Guide_Urban_Communities_English_EMBARQ.pdf [Accessed 28 May 2017] (in English).
Citation link
Zhukovsky R.S. THE ARCHITECTURE OF UBRAN SUB-DOWNTOWN AREAS AS A FACTOR OF THEIR SUSTAINABLE DEVELOPMENT [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2017. – №2(58). – URL: http://archvuz.ru/en/2017_2/4
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная