Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (64) December, 2018

Design

Kochneva Anna S.

Doctoral student, Graphic Design,
Research supervisor: Associate Professor N.S. Aganina, PhD. (Art Studies),
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: kochann@ya.ru

TACTILE COMMUNICATION AND POSSIBILITIES OF ITS CONCEPTUAL INVESTIGATIONS IN DESIGN

УДК: 7.012
Шифр научной специальности: 30.18

Abstract

The study aims to provide a conceptual basis for the possibility of integrating the conceptual study of tactile communication into the theory of design and describes it as a current trend in the context of modern design and culture. The author concludes that only through a new, tactile-oriented design can the individual of the meta-modernist era directly experience the reality from which he was distanced by a visual sign culture.

Keywords: tactile, communication, conceptual research, atmosphere of place

Тактильная коммуникация всегда развивалась на фоне основной для культурогенеза коммуникации – визуальной, которая наиболее дистанцирует потребителя от продукта дизайна, превращая последний скорее в объект для созерцания, чем для взаимодействия (соответственно идеям М.Б. Ямпольского, М.Н. Эпштейна, Ж. Бодрийяра, Х.У. Гумбрехта). В статье мы ставим проблему исследования тактильной коммуникации в теории дизайна и анализируем возможности ее концептуального исследования.

Объект исследования – тактильная коммуникация, а предмет исследования – возможности ее концептуального исследования в дизайне. Целью исследования является обоснование возможности концептуального исследования тактильной коммуникации в теории дизайна. Отсюда задачи: 1) определить, что подразумевает под собой концептуальный характер исследований тактильной коммуникации; 2) выявить проблематику и актуальность данных исследований с точки зрения теории и практики дизайна; 3) определить перспективы использования культурологических и философских концепций тактильной коммуникации в теории дизайна.

Гипотеза. Проблему дистанции в восприятии субъектом дизайн-продукта мы можем решить, развивая концепцию тактильной коммуникации в теории дизайна.

Границы исследования. Рассматривать концептуальную основу тактильной коммуникации в теории и практике дизайна мы будем, базируясь на анализе идей философов-феноменологов (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти) и культурологов, уделявших внимание вопросам тактильной коммуникации (М.Н. Эпштейн, Г.Л. Тульчинский).

Методика. Мы используем тезаурусный подход как систематизированный свод освоенных знаний, существенных как средство ориентации в окружающей среде [10], благодаря чему мы предполагаем создание новой смысловой среды – дискурса тактильной коммуникации в культурологии и, в частности в теории дизайна.

Теперь подойдём непосредственно к вопросу о концептуальном исследовании в области дизайна. Концептуальное исследование опирается на описание понятий и категорий, выявление взаимосвязей между ними с точки зрения выдвигаемой гипотезы, идеи, особой трактовки предмета [13], в данном случае мы предлагаем концепцию видения дизайн-коммуникаций: мы акцентируем внимание на том, что, если коммуникации проходят через призму каналов восприятия, то для целостного восприятия продукта дизайна мы должны развивать и использовать до сих пор оставленный без внимания канал тактильный, это поможет сократить дистанцию между наблюдателем и объектом, а значит, выстроит более тесную и вовлеченную коммуникацию между ними. Это концепция нашего исследования.

Выдвигать новую концепцию тактильной коммуникации в теории дизайна мы будем на основе имеющегося тренда «тактильности» в современной проектной культуре. Специфика метамодернистской проектной культуры – образ «маятника». Понятие метамодернизма часто связывают с образом маятника. «Мета-» – от термина metaxis (Платон), обозначающего колебание между противоположностями, а также одновременность их использования. Термин «метамодернизм» возник в 2010 г., его вводят голландские философы Т. Вермюлен и Р. Ван ден Аккер [4]. В 2011 г. манифест метамодернизма публикует английский художник Л. Тёрнер [3], который называет колебания средством движения вперед (вероятно, как выход из безысходности постмодернизма). В 2015 г. возникает русскоязычный ресурс, интернет-журнал «METAMODERN» [11], публикующий свой манифест русского метамодернизма, где делается упор на обретении целостности, единении противоположностей материального мира и мира идеального, духовного и земного, противоречивости и единства самой природы человека, наделенного в эту эпоху совершенно иным, новым мышлением, гибким и мобильным. Современная проектная культура тоже становится гибкой, используя широкий спектр информации – не только визуальной, как раньше, но и аудиальной, и тактильной.

Путем сопоставления различных сложившихся идей проектирования в дизайне (эмоциональный дизайн, ассоциации в метафоре как основа дизайна, комбинаторика метафор в дизайне) и вариаций психологического восприятия (абстрактные чувства и ощущения конкретных вещей) мы определили, что акцент в сторону материальности может выражаться в проектной культуре как спроектированный набор тактильных ощущений материального – объекта и среды (тактильное рассматривается нами как наиболее фундаментальный и основной канал восприятия материальности), ассоциативно вызывающих в своем сочетании эмоционально-чувственный образ – как абстрактно чувственный (базисные архетипы тактильного), так и определенно чувственный (образ вещи, места, явления). В дизайне тактильного остается актуальным создание метафор и задействование эмоций, но метафоры и эмоции выстраиваются не на основе значений, а на основе ощущений, абстрактных и конкретных. Это дает возможность погрузить человека в атмосферу места, а значит, попробовать вернуть его в реальность, наиболее тесно соприкоснуться с реальным миром и материальной средой.

В этой связи нам интересен путь создания атмосферы в проектной культуре, в дизайне. По мнению М.Н. Эпштейна [12], атмосфера улавливается посредством еще дорефлексивного восприятия, а по теории М. Мерло-Понти [2], именно осязание является центром человеческого ощущения себя в мире, что органично связывается с феноменологией пространства Э. Гуссерля [1], которая актуализирует телесное восприятие мира как первичное, базовое. Таким образом, дорефлексивное, «неявленное» восприятие – это восприятие телесное, а особенно – тактильное, осязательное, как базовое, основополагающее в жизни человека, с точки зрения идей М. Мерло-Понти, Э. Гуссерля, Н.М. Бахтина, Э.Б. де Кондильяка, Дж. Беркли, М.Н. Эпштейна, Г.Л. Тульчинского.

Таким образом, тактильная дизайн в контексте актуальных культурных трендов, объединенных «метамодернизмом», является альтернативой устаревшим однобоким способам коммуникации (знаковым, интерпретационным, виртуальным, дистанцированным). Но тактильный канал – это не просто еще один канал коммуникации, у тактильной коммуникации появляется особая цель: возвращение человека в реальность. В тактильном дизайне мы возвращаем человека в реальность через проектирование широкого спектра гармонично сосуществующих разнонаправленных коммуникативных практик, акцентируясь на тактильном, телесном аспекте, при этом особую роль играет проработка ощущений, которые в совокупности выстраивают в сознании некую атмосферу.

Стоит пояснить, что возвращение к реальности мы понимаем здесь как возвращение к ощущаемости. Например, в практике дополненной реальности, когда виртуальное и реальное смешиваются, формируется новая общая реальность, в основе которой – ощущаемая тактильно материя и имеющиеся условия реального пространства – улиц города, например, т.е., другими словами, у всего виртуального будут базовые связи с реальным – физические, за счет чего оно превратится в часть нашей естественной повседневной реальности. В отличие от виртуальных тенденций, мы не будем летать и создавать живых единорогов движениями рук, зато сможем ощутить физические характеристики, соответствующие нашей привычной физической картине мира – гравитацию, вес, свойства материи.

Приведем примеры тактильного дизайна, ориентирующегося на создание определенной атмосферы места (под местом мы понимаем некое пространство в реальной среде с характерными особенностями материальности мира, поверхностями, осязательными особенностями):
а) дополненная реальность как дополненная тактильная реальность – дополненная передача тактильной информации – отчасти начало этому положили 3d-очки, дающие ощущение объемности и пространственной близости картинки, далее предполагается изобретение дополненного ощущения информационной среды тактильно – с помощью очков или других гаджетов, передающих сенсорную информацию о продуктах, брендах, событиях: проходя по улице или просматривая картинки через интернет, взаимодействуя с интерфейсом, мы сможем «ощущать» физическую материю;

б) инсталляции и графическо-тактильный средовой дизайн – наполнение улиц и помещений пространственно-ощутимыми объектами с характерными осязательными характеристиками, переход от плоских баннеров к материальным арт-объектам как элементам среды, появляющиеся текстурность, фактурность, объем и отсылка к неким базовым эмоциональным ощущениям – радости, страху, удивлению и т.д.;

в) тактильный брендинг – проектирование тактильных характеристик бренда (например, макинтош: легкая матовость, округлость, атмосфера удобства – уже архетип тактильного), проектирование набора осязательных ощущений объекта брендинга, превращающее данный продукт в «место», а сам бренд – в «атмосферу этого места»; органичная повторяемость «атмосферы места» в среде (как высадка деревьев в городской среде, так и «высадка брендов», ощущение их как реальных объектов инфраструктуры и архитектуры города).

Таким образом, в ходе исследования мы установили, что:

1) задача дальнейших исследований с точки зрения теории дизайна – сменить главенствующую идею «дистанцированного», лишь визуального дизайна, предназначенного для созерцания, идеей дизайна «вовлеченного», с более глубокой и многоканальной коммуникацией;

2) возможные перспективы, которые может дать нам разработка концепции тактильной коммуникации в теории дизайна:

· создание новых возможностей проектирования, актуализация в процессе проектирования новой области – тактильного, а также формирование тактильно-ориентированного проектного мышления с помощью перемещения акцентов с проектирования отдельно взятого продукта на создание возможностей для восприятия определенной атмосферы в ее пространственно-тактильной материальной ощущаемости;

· возможность создания нового продукта с новыми свойствами и новыми способами передачи сообщения, а также создания и освоения новых коммуникативных сред (таких, как новая «дополненная реальность», развивающая и продолжающая физическую материальную ощущаемость реального мира).

References

1. Husserl, E. (1977) Phenomenological Psychology. The Hague: Martinus Nijhoff.

2. Merleau-Ponty, M. (1968) The Visible and the Invisible, followed by working notes (note of May 1960). Ed. by Claude Lefort. Evanston: Northwestern University Press.

3. Turner, L. Metamodernist Manifesto. Available from: http://www.metamodernism.org/  (accessed on: 10.06.18)

4. Vermeulen, T., Van den Akker, R. Notes on Metamodernism. Available from: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.3402/jac.v2i0.5677?scroll=top&needAccess=true  (accessed on: 10.06.18)

5. Vermeulen, T., Van den Akker R. Misunderstandings and clarifications. Notes on 'Notes on Metamodernism'. Available from: http://www.metamodernism.com/2015/06/03/misunderstandings-and-clarifications/  (accessed on: 10.06.18)

6. Bakhtin, М.М. (1979) The Esthetics of Verbal Creativity. Мoscow: Iskusstvo. (in Russian)

7. Berkley, J. (1978) Works. Compiled, edited and prefaced by I.S.Narsky. Мoscow: Mysl, 1978.(in Russian)

8. Gumbrecht, H.U. (2006) Production of Presence: What Meaning Cannot Convey. Translated from English by S.Zenkin. Moscow: Novoye Literaturnoye Obozreniye. (in Russian)

9. Condillac, E.B. de. (1983) Works. In 3 vol. Vol. 3. Мoscow: Mysl. (in Russian)

10. Lukov, Val.А., Lukov, Vl.А. (2008) Thesauruses: Subjective Organisation of Humanities Knowledge. Мoscow: National Institute of Business. (in Russian)

11. Serova, M. Manifesto of Russian Metamodern. Metamodern. [Online] Available from: http://metamodernizm.ru/russian-metamodern-manifesto/  (accessed on: 10.06.18) (in Russian)

12. Epstein, М.N. The Philosophy of Body; Tulchinsky, G.L. The Body of Freedom. Saint-Petersburg: Aleteya, (2006). (in Russian)

13. Ilyichev, L.F., Fedoseyev, P.N., Kovalyov, S.M. and Panov, V.G. (eds.) (1983) Philosophical Encyclopaedic Dictionary. Мoscow: Soviet Encyclopaedia. (in Russian)

14. Yampolsky, М. (2001) About What is Near (Essays on Nonmimetic Vision). Мoscow: Novoye Literaturnoye Obozreniye. (in Russian)

 

Citation link

Kochneva A.S. TACTILE COMMUNICATION AND POSSIBILITIES OF ITS CONCEPTUAL INVESTIGATIONS IN DESIGN [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/en/2018_4/30 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 20.06.2018
Views: 104