Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №4 (76) December, 2021

Higher professional education

Isachenko Victoria I.

PhD. (Philosophy), Professor,
Vice-President of the Russian Union of Designers,
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail: isachenkovi@mail.ru

Kurochkin Valery A.

PhD. (Art Studies), Professor, Head of Chair of Industrial Design.
Ural State University of Architecture and Art,

Russia, Yekaterinburg, e-mail:  designkiv@gmail.com

EVALUATION OF TRAINING TECHNIQUES PREPARING STUDENTS FOR PARTICIPATION IN GLOBAL PROFESSIONAL COMPETITIONS

УДК: 372.8
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-31

Abstract

Based on an example of participation in a competition, the article considers training techniques aimed to equip design students with abilities to address challenges of deliveries of essentials to people with disabilities.

Keywords: inclusive design, infographics, design research, scenario modeling, principles of universal design, brainstorming

В современном обществе особенно актуальны проблемы внедрения принципов универсального дизайна в предметно-пространственную среду. Поэтому включение данной тематики в учебный процесс представляется необходимым и своевременным. Магистранты 1-го курса, обучающиеся на кафедре индустриального дизайна в студии специальных транспортных систем (руководитель В.А. Курочкин) ежегодно участвуют в престижных глобальных профессиональных конкурсах, связанных с разработками инновационного дизайна для будущего мобильности. Цель настоящей работы – продемонстрировать методические приемы по организации работы студентов-дизайнеров на примере участия в конкурсе по решению проблем доставки для обеспечения жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по состоянию на 1 декабря 2020 г. более 1 млрд человек (около 15% населения мира) имеют какую-либо форму инвалидности [1]. Не менее серьезно обстоит вопрос со старением мирового населения, доля людей старше 60 лет постоянно возрастает. По прогнозам ВОЗ в 2030 г. люди в возрасте 60 лет и старше будут составлять одну шестую жителей планеты. К этому времени их численность увеличится с 1 млрд в 2020 г. до 1,4 млрд. К 2050 г. она удвоится (составив 2,1 млрд). Ожидается, что с 2020 по 2050 г. количество людей в возрасте 80 лет и старше вырастет втрое, и достигнет 426 млн человек [2]. Таким образом, не менее 30 % населения мира уже сейчас требуют создания специальных условий, обеспечивающих равные возможности по обеспечению высокого уровня качества жизни.

Интерес к данной проблематике среди крупных производителей товаров и услуг достаточно высок. Это подтверждает тема объявленного в 2021 г. Конкурса. В рамках конкурса Movin'On Challenge Design заявлена тема: «ДОСТАВЛЕНО – приносить людям то, что им нужно».

Задача этого конкурса – разработать мобильные транспортные средства, которые обеспечат всех людей необходимыми услугами, безопасным, эффективным и надежным образом.

Современные технологии создают глобальную культуру, которая позволяет осуществлять быструю доставку товаров и услуг всем людям.

Авторы конкурса отмечают, что почти 30% населения мира живет за пределами городских центров, и такое же количество проживает в экономически не развитых городских районах с некачественной инфраструктурой. Требуется обеспечить доступность услуг для людей с ограниченным доступом к транспорту.

В положении конкурса сформулированы следующие задачи:

«- определите людей или сообщества, которым будет служить ваше решение, включив соответствующие исследования, и определите, как оно улучшит качество их жизни.
- объясните, как ваша идея строится на основе инклюзивного дизайна, чтобы улучшить человеческий опыт, а не просто сделать услуги более удобными для тех, у кого уже есть доступ.
- покажите, как ваше инновационное решение будет предоставлять услуги людям» [3].

Чтобы погрузиться в тематику конкурса, на первом этапе перед студентами ставится задача выявить актуальность и степень изученности вопроса. Затем сформулировать противоречие и, соответственно, проблему исследования. Для демонстрации этого процесса использовалась инфографика – прием визуализации информации, целью которой является демонстрация научного материала доступным и понятным образом.

Первым шагом было выполнение студентами инфографической схемы с формулировкой противоречия и проблемой исследования.

Проблема исследования заключается во взаимодействии потребителя с ограниченными возможностями по здоровью, нуждающегося в определенных услугах и товарах, а также находящегося в удаленной зоне от комфортного потребления с поставщиком. Триада «потребитель – товар – среда» является ключевой структурой данного предпроектного анализа.

Основной методический инструмент – дизайн-мышление, четко определенный процесс из нескольких стадий.

1. Эмпатия – способность проникнуть в проблемы потребителя и понять его эмоции, действия и желания.

2. Фокусировка – стадия обработки информации о деятельности потребителя и формирования проектной проблемы и формулировка вопросов для решения дизайн-проекта.

3. Генерация идей – креативный этап формирования решений.

4. Прототипирование – изготовление скетчей, макетов, 3D моделей [4,5].

5. Тестирование и экспертиза вариантов.

Следующий этап работы студентов посвящен анализу потребителей. Для этого проведена классификация людей с ограниченными возможностями и проблемами, связанными со здоровьем. Выбор определенной группы потребителей обусловливался личными интересами и предпочтениями студентов. Например, мотивацией выбора служило наличие такого типа людей в семье, у родственников или знакомых. В таком случае появляется возможность получить информацию об особенностях потребления товаров и услуг из первоисточника. Характеристики этих особенностей также выявлялись с помощью консультаций специалиста по инклюзивному обучению в университете, информации из научных, правовых источников и интернета (рис. 1).

Рис. 1. Анализ потребителя. Предпроектный анализ работы на конкурс
«Movin'On Challenge Design-2021». Автор А. Пономарев

Еще одна задача, которая была поставлена перед участниками конкурса – провести исследование по проектной теме. Для этого студентам было предложено использовать метод сценарного моделирования в рамках которого проведены эксперименты по вживанию в роль человека с ОВЗ, например попытка мытья посуды с завязанными глазами. Все ощущения и трудности процесса фиксировались и, соответственно, анализировались.

Этот метод наиболее полно олицетворяет экспериментальную, образную и проектную деятельность дизайнаера, позволяет отработать сценарий взаимодействия потребителя и объекта, а также осуществить сравнительный анализ концептуальных вариантов [6].

Для анализа этого этапа студенты изучили принципы универсального дизайна, которые предназначены для обеспечения доступности использования предметов, услуг и программ для всех без исключения [7] (рис. 2).

Проблема гуманизации общественного транспорта средствами универсального дизайна рассматривалась авторами уже неоднократно [8,9], так же как возможности универсального дизайна в качестве инструмента гуманизации социального сознания в дизайнерской практике [10].

Рис. 2. Принципы универсального дизайна. Предпроектный анализ работы на конкурс
«Movin'On Challenge Design-2021». Автор А. Пономарев

В дальнейшем студентам было необходимо проанализировать характер среды обитания потребителя. Как сказано в положении о конкурсе, треть населения проживает в субурбанистической среде и районах с неразвитой инфраструктурой (рис. 3) На некоторых территориях есть ограничения по возможному передвижению. Так, на примере Екатеринбурга – запрещено пользование воздушными дронами в зоне аэропорта, а отсутствие качественного дорожного покрытия затрудняет наземное автономное передвижение и т. п.

Рис. 3. Анализ среды и ситуации. Предпроектный анализ работы на конкурс
«Movin'On Challenge Design-2021». Автор А. Пономарев

Анализ товаров и услуг – важная составляющая часть исследования. Потребителям могут доставляться продукты питания, медикаменты и медицинские гаджеты, посылки и корреспонденция, бытовое оборудование и девайсы. При этом нужно учитывать не только размер и вес товара, но и температурный режим, хрупкость, ориентацию в пространстве и другие необходимые характеристики.

Важным этапом в процессе предпроектного исследования является анализ аналогов и прототипов. Итогом данной работы должны стать: выявление тенденций в формообразовании, современные инновации, классификация лучших образцов, а также их сравнительный анализ с целью выявления положительных характеристик в эстетическом, функциональном и конструктивном планах. Поиск аналогов в интернете и их изучение приводит к пониманию современных трендов, таких как автопилотируемость, использование альтернативных источников энергии, интерактивность и интеллектуальность транспортных средств. Смарт-технологии активно внедряются в нашу жизнь, и, начиная с «умного» дома, перешли на уровень «умного» города, в том числе и на транспорт.

Помимо анализа прямых аналогов, необходимо рассмотреть и косвенные аналоги для выявления тенденций формообразования в современном дизайне. Обзор и анализ пластики, объемно-пространственной структуры, цвето-графических решений ориентируют на актуальные приемы в дизайне транспортных средств [11]. Учет всех этих аспектов позволяют студентам разработать уникальное проектное решение, отвечающее требованиям конкурса.

Составление классификации поможет оценить диапазон возможных решений в данном направлении. Для критериев систематизации могут быть использованы такие параметры, как среда использования, грузоподъемность, принцип погрузки-разгрузки, безопасность, рациональность, оригинальность решения и т.п.

После тщательного изучения предпроектной стадии работа над формой транспортного средства начинается с поиска его образа и концепции формообразования. Поскольку доставка осуществляется для людей с проблемами здоровья, транспортное средство должно быть «дружественным» и безопасным. Комфортное взаимодействие и осуществление передачи доставленного груза потребителю – один из ключевых моментов формирования идей.

С помощью метода «мозгового штурма» студенты и преподаватели генерируют веер решений проблемы, в том числе самые фантастические и юмористические. Затем из полученных вариантов выбираются лучшие, которые могут быть использованы в конечном проекте [12].

На заключительном этапе студенты формируют заявку с представлением резюме, дающего объяснение дизайна, с включением описания о том, как предлагаемое решение улучшит качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; биографию дизайнера; дизайн-проект предлагаемого мобильного решения.

Выводы

1. Правильно выбранное актуальное направление проектирования обеспечивает востребованность и значимость курсовых и дипломных проектов.

2. Обращение к проблемам людей с ограниченными возможностями и решение их с помощью универсальных приемов дизайна задает социальную ориентированность студенческих разработок.

3. Методически правильно выстроенный процесс предпроектного анализа с использованием методов научно-проектного исследования позволяет получить структурированный оригинальный дизайн-проект.

4. Метод дизайн-мышления в рамках образования способен точно и целенаправленно воздействовать на формирование необходимых компетенций будущего дизайнера. Эта методика находит отличное применение в рамках учебной проектной деятельности студентов-дизайнеров, которая, если проводится в русле современных концепций проектирования, уже сама по себе осуществляется в рамках дизайн-мышления.

5. Демонстрация и визуализация предпроектного анализа с помощью инфографики делает научный материал доступным и понятным для участников процесса проектирования.

References

1. World Health Organization. Newsletters. Disability and Health [Online]. Available from: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-health  (in Russian)

2. World Health Organization. Newsletters. Ageing and Health [Online]. Available from: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ageing-and-health  (in Russian)

3. Movin'On Challenge Design [Online]. Available from: https://www.movinonconnect.com/challenge-design/  (in Russian)

4. Tim Brown. (2008) Design Thinking. Harvard Business Review. [Online]. Available from: https://readings.design/PDF/Tim%20Brown,%20Design%20Thinking.pdf  (in Russian)

5. Keane, Ph. (2017) The New Age of Highly Efficient Products Made with Generative Design. [Online]. Available from: http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=19337  (in Russian)

6. Prilepova, A.A., Fekh, A.I. (2018) Scenario method in the design of an exercise bicycle for people with limited physical capabilities [Online]. Contemporary Research and Innovation, No. 5. Available from: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86611  (in Russian)

7. Seven Principles of Universal Design [Online]. Available from: https://tiflocentre.ru/stati/universalnyi-dizain.php  (in Russian)

8. Kurochkin, V.A., Isachenko, V.I. (2018) Humanization of public transport by means of universal design – global themes in the master’s degree course of the Industrial Design Department [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.4(64). Available from: http://archvuz.ru/en/2018_4/24  (in Russian)

9. Kurochkin, V.A., Isachenko, V.I., Kaibyshev, R.G. (2016) A concept of a versatile vehicle for social rehabilitation of active wheelchair users [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.1(53). Available from: http://archvuz.ru/en/2016_1/10  (in Russian)

10. Isachenko, V.I., Kurochkin, V.A. (2020) Universal Design as a Tool of Humanization of Social Consciousness in Design Practice [Online]. KnE Social Sciences, 4 (11), pp. 247–255. Available from: https://doi.org/10.18502/kss.v4i11.755  (in Russian)

11. Ivanova, G.L. Stylistic analysis of analogues in academic industrial and transport design [Online]. Available from: https://rep.bntu.by/handle/data/48805  (in Russian)

12. Brainstorming [Online]. Available from: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE (in Russian)

Citation link

Isachenko V.I., Kurochkin V.A. EVALUATION OF TRAINING TECHNIQUES PREPARING STUDENTS FOR PARTICIPATION IN GLOBAL PROFESSIONAL COMPETITIONS [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/en/2021_4/31/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-31


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 10.11.2021
Views: 150