Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (81) March, 2023

History of architecture

Bazilevich Mikhail E.

PhD (Architecture), 
Professor at the Higher School of Architecture and Urban Planning. 
Pacific National University,

Russia, Khabarovsk, e-mail: mikhailbazilevich@gmail.com

Art nouveau by Sergei Vincent. Petersburg, Vladivostok, Harbin

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/19904126_2023_1(81)_10

Abstract

The article reflects the interim results of a study conducted under the grant of the Russian Foundation for Basic Research “Architectural Image of the Motherland: Budapest, St. Petersburg, Harbin. European and national (local) aspects in Russian and Hungarian architecture - a comparative study of the turn of the 19th - early 20th centuries.” Using as an example the work of Sergei Alexandrovich Vincent, a well-known Far Eastern architect, civil engineer, public figure, graduate of the St. Petersburg Institute of Civil Engineers, we consider the evolution of the Art Nouveau style in the architecture of the Eastern outskirts of the Russian Empire. A brief biographical sketch outlines the educational background of S.A. Vincent and main landmarks in his creative and professional path. The architect’s projects realized in St. Petersburg, Vladivostok and Harbin are reviewed. The Art Nouveau style in the master's work is shown to transform from rationality in the first buildings to more expressive and oriental stylistics in later works. The article celebrates the contribution of the architect to the development of the region’s architecture and railway infrastructure during its initial development is highlighted, and the importance of S.A. Vincent’s professional activities on the development of Harbin during the emigration period.

Keywords: architecture, style, modern, Institute of Civil Engineers, St. Petersburg, Vladivostok, Harbin, Vincent, creative heritage, CER, emigration

Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ и РЯИК в рамках научного проекта № 21-512-23004

Источниковая база

Работа проведена с опорой на ряд научных и научно-популярных трудов российских ученых, затрагивающих некоторые аспекты заявленной в статье темы.

Общие вопросы развития архитектуры модерна рассматриваются в фундаментальных исследованиях В.С. Горюнова [1], Б.М. Кирикова [2], Е.И. Кириченко [3], М.В. Нащокиной [4], М.П. Тумбли и А. Сант-Элиа [5], Фар-Беккера Габриелле [6] Б. Хиллера [7] и других именитых теоретиков и историков архитектуры. Изучению региональных аспектов развития данного стиля на Дальнем Востоке посвящены работы Н.П. Крадина [8], А.А. Артемьевой [9], Л.Е. Баклыской [10].

Монографии Н.П. Крадина [11], С.С. Левошко [12], Н.Е. Козыренко, А. П. Иванова, Ян Хунвэя [13] дают подробное представление о градостроительном, архитектурном и культурном развитии городов восточных окраин Российской Империи, в них атрибутирован и описан ряд памятников архитектуры, относящихся к стилю модерн.

Подробности биографии С.А. Венсана выявлены автором в результате работы в Российском государственном историческом архиве, Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга и Государственном архиве Хабаровского края. Некоторые аспекты творческой деятельности этого архитектора ранее рассматривались дальневосточными исследователями, а также автором настоящей публикации [14–16].

Тем не менее, несмотря на достаточно широкий круг существующих работ, многие страницы творческой биографии С.А. Венсана до сих пор остаются слабо изученными. Отсутствуют обобщающие работы, позволяющие оценить трансформацию взглядов и творческих подходов архитектора и значение его наследия как части архитектуры дальневосточного модерна.

Введение

Формотворческое и идейное разнообразие архитектуры модерна до сих пор привлекает внимание исследователей мирового зодчества. Широкое распространение этого стиля, связанное на рубеже XIX–XX вв. с поиском новых подходов к построению и оформлению планировочных и фасадных композиций, значительно обогатило архитектуру многих стран и регионов, в каждом из которых данное явление имело свои уникальные и в то же время легко узнаваемые черты. Не был исключением и Дальний Восток куда идеи модерна пришли вместе с петербургскими архитекторами и инженерами, приезжавшими в регион для строительства новых городов, линий путей сообщения и объектов транспортной инфраструктуры.

В рамках данной публикации рассмотрим эволюцию архитектурного языка одного из выдающихся мастеров дальневосточного модерна Сергея Александровича Венсана, работавшего в разные годы в Петербурге, Владивостоке и Харбине.

Историческая справка

Сергей Александрович Венсан родился 31 декабря 1873 г. в семье архитектора, надворного советника Альфонса (Александра) Гекторовича Венсана. Имел трех братьев и двух сестер. Данные о раннем периоде жизни отсутствуют. Установлено, что, как и его старший брат Александр, С.А. Венсан обучался в петербургском Институте гражданских инженеров (ИГИ). В 1899 г. после окончания курса наук по первому разряду С.А. Венсан несколько лет работал в Петербурге, где состоял на службе в Министерстве внутренних дел и выполнял проекты по частному заказу. В 1904 г. он был назначен на должность архитектора Полтавского губернского земства. В 1909 г., после смерти жены, архитектор отправился на Дальний Восток, где сначала три года работал в должности техника в Раздольнинской войсковой строительной комиссии в Приморье. Новый этап в жизни С.А. Венсана начался в 1911 г. с зачислением на службу на КВЖД, где он сначала некоторое время работал инженером для технических занятий конторы Уссурийского отделения службы пути, после чего архитектором, а затем инженером технического отдела КВЖД. С этого времени архитектор проживал в Харбине, где по его проектам построены многие здания. В 1926 г. С.А. Венсан был командирован на юг Китая для ознакомления с китайским стилем железнодорожных и других построек. В течение многих лет являлся постоянным членом Железнодорожного собрания, принимал участие в деятельности Коммерческого собрания. В процессе начального периода строительства Харбина вел дневниковые записи, фиксируя все наиболее важные события и этапы строительства города, особенно его первых районов (Старый Харбин, Новый город). В 1931 г. по болезни уволен от службы*.

Постройки в Петербурге

В Адмиралтейском районе северной столицы сохранились два доходных дома, построенных по проектам С.А. Венсана. Первый из них находится на ул. Лабутина (ранее Прядильная) и датирован 1903 г. Трехэтажный прямоугольный в плане кирпичный объем сооружения встроен в сплошную линию брандмауэрной застройки улицы. С архитектурной точки зрения интерес представляет только главный фасад, в пластике которого отчетливо читаются мотивы рационального модерна. Вытянутые прямоугольные и лучковые окна в уровне второго и третьего этажа, подчеркнутые сандриками с замковыми камнями в сочетании с подоконными вставками со схематизированным изображением ионической капители задают строгий ритм фасадной композиции. В юго-западной части здания в уровне первого этажа выполнен проезд во двор, что является характерным для фасадной застройки Петербурга данного периода (рис. 1).

Рис. 1. Доходный дом по ул. Лабутина в Санкт-Петербурге. Арх. С.А. Венсан. 1903.
Источник: https://photo.gradpetra.net/views/37419.html 

Второй доходный дом построен в 1904 г. на ул. Подольской и имеет схожее объемное и смысловое решение. Пятиэтажный кирпичный блок с арочным проездом во двор является частью сплошного уличного фасада. Архитектура объекта сдержанна и лаконична. Характер рационального модерна проявляется как на уровне объема в целом, так и в графичной прорисовке его единственного проработанного фасада. Подобным образом архитектор, очевидно, стремился отразить простоту конструктивной системы здания. Фасадная плоскость расчерчена горизонтальными поясами, а вертикальные линии вытянутых окон с разным для каждого уровня декоративным оформлением задают динамику и демонстрируют устремленность ввысь. Отличительной особенностью объекта является широкий карниз, украшенный кронштейнами и лепниной растительного мотива, а также декоративными масками, акцентирующими юго-восточный угол задания (рис. 2).

Рис. 2. Доходный дом по ул. Подольской в Санкт-Петербурге. Арх. С.А. Венсан. 1904.
Источник: https://www.citywalls.ru/house12519.html 

Для Петербурга с его выразительной парадной застройкой подобные здания не являются уникальными, но в то же время они представляют значительный интерес как первые пробы пера и попытки поиска собственного архитектурного языка будущего мастера, чей талант в полной мере проявится на Дальнем Востоке.

Коммерческое училище во Владивостоке

Важной с профессиональной точки зрения стала победа С.А. Венсана в творческом конкурсе на разработку проекта Коммерческого училища во Владивостоке, проходившего 1910 г. Здание было построено в 1913 г. на ул. Нагорной (Суханова). Как и петербургские постройки архитектора, сооружение выстроено в формах рационального модерна, однако отличается большей свободой формообразования. Выразительность объемно-пространственного решения достигнута за счет ассиметричного размещения разновеликих ризалитов, увенчанных фронтонами разной формы. Главный вход расположен в наибольшем ризалите и дополнительно акцентирован мощным порталом. Декоративные башни, увенчанные пинаклями, фланкируют полуциркульный дверной проем, подчеркнутый архивольтом. Все фасады имеют равнозначное пластическое решение. Широкие оконные проемы с заоваленными и лучковыми завершениями контрастируют с лишенными декора узкими простенками, карниз и парапет здания отличает обилие мелких декоративных элементов – сухарики, трехгранные стрелковидные пинакли. Стены ризалитов, лишенные окон, украшает раскреповка, выполненная в виде имитации ниш, зубцов и спускающихся от них вертикальных бороздок. Данный прием мастер уже использовал ранее при разработке фасада одного из своих доходных домов в Петербурге, однако во Владивостоке ему удалось добиться более выразительного эффекта.

В начале XX в. сооружение, находившееся на вершине одного из владивостокских холмов, отлично просматривалось со всех сторон. В настоящее время большая часть его объема скрыта за высокими деревьями, тем не менее здание до сих пор сохраняет доминирующее положение в застройке ул. Суханова (рис. 3).

а – первоначальный вид, фото начала ХХ в.

б – современное состояние. Фото М.Е. Базилевича

Рис. 3. Коммерческое училище во Владивостоке. Арх. С.А. Венсан. 1913

Согласно проекту С. А. Венсана, в училище разместились 12 учебных классов, 3 кабинета, отдельный рисовальный класс, библиотека, гимнастический зал и столовая на 200 мест. В оформлении интерьеров использовались дорогие древесина и плитка, потолки украшала лепнина, а в холлах были установлены кованые лестницы. Кроме того, училище было оборудовано по последнему слову техники: в нем имелись собственная электростанция, телефон, организованы водоснабжение и канализация. В 1923 г. Коммерческое училище преобразовали в промышленно-экономический техникум, а в 1936 г. передали в распоряжение Приморского управления НКВД. В результате поздних перепланировок были утрачены многие красивые детали интерьера и элементы оборудования. С 2010 г. в нем размещается филиал Дальневосточного федерального университета.

Постройки в Харбине

Работая на северо-востоке Китая, С.А. Венсан успешно совмещал службу на строительстве КВЖД с частной архитектурной практикой. Его постройки в Харбине в большинстве своем отражают характерный для начала XX в. новый архитектурный стиль модерн. Высокое качество строительства, оригинальность объектов и их яркие архитектурные достоинства стали результатом того, что все его крупные работы сегодня включены в реестры памятников архитектуры.

Одной из наиболее известных работ С.А. Венсана в Харбине является трехэтажное здание гостиницы «Модерн», построенное в 1913 г. на центральной улице района Пристань – Китайской. Первоначально здание имело Г-образную в плане форму и акцентировало угол квартала. Впоследствии к нему была достроена еще одна Г-образная часть, а в дальнейшем выполнены и другие пристройки, таким образом, в настоящее время здание занимает полностью весь квартал и имеет в плане форму каре. «Модерн» стал первым в городе отелем европейского класса, и до сих пор является одной из визитных карточек исторической части города. Уличные фасады здания равноценны. В их богатой пластике особое внимание привлекают плавные очертания декоративных аттиков, округлые формы окон и детали с характерной для стиля модерной прорисовкой (рис. 4). В разработке некоторых архитектурных деталей С.А. Венсан вновь использовал полюбившийся ему прием с вертикальными полосами, но на этот раз в двух вариантах – в виде бороздок на парапетных столбиках и кронштейнах и в виде выступов над окнами второго этажа.

Рис. 4. Здание отеля «Модерн» в Харбине. Арх. С.А. Венсан. 1913

Еще один выразительный образец архитектуры модерна в творчестве С.А. Венсана – здание харбинского отделения японской компании Тайтачи Лимитед, построенное в 1919 г. на углу ул. Сквозной и Участковой в районе Пристань. Это Ш-образное в плане трехэтажное сооружение со сложной проработкой уличных фасадов долгое время являлось градостроительной доминантой в застройке квартала. Срезанный угол здания, выходящий на перекресток, украшал высокий башнеобразный объем, придававший общему силуэту особую экспрессию и монументальность. Со временем он был утрачен, а вокруг здания выросли постройки большей этажности, в результате чего оно утратило свое доминирующее значение (рис. 5). Пластика фасадов сохранилась в первозданном виде. Сдержанная асимметрия объемов, плавные линии и ориентальные орнаменты декора показывают не только высокий уровень мастерства архитектора, но позволяют понять его видение архитектуры модерна.

а – первоначальный вид

б – современное состояние

Рис. 5. Здание отделения японской компании Тайтачи Лимитед в Харбине. 1919. Арх. С.А. Венсан

В том же году по проекту С.А. Венсана было построено здание Гиринского дипломатического бюро. Это двухэтажное сооружение имеет симметричную композицию плана и главного фасада, что не слишком характерно для модерна с его асимметрией планировочных и фасадных композиций. Однако черты стиля угадываются в завершении осевого ризалита, волнообразных линиях карнизов и очертаниях окон. Общую симметрию плана несколько сбивает лестница, пристроенная на фланге дворового фасада (рис. 6).

Рис. 6. Здание Гиринского дипломатического бюро в Харбине, 1919. Арх. С.А. Венсан

В Харбине в модерне по проектам С.А. Венсана построены также здания Китайской таможни (снесено в 1997 г.) и Акционерного общества (позже в нем располагалось консульство Дании), имеющие определенное смысловое и стилистическое сходство в части построения объемно-планировочных и фасадных композиций, раскреповки стен и использования плавных линий в прорисовке аттиков (рис. 7, 8).

Рис. 7. Здание Китайской таможни в Харбине. Не сохранилось. Арх. С.А. Венсан

Рис. 8. Здание Акционерного общества в Харбине. 1921. Арх. С.А. Венсан

Долгие годы занимаясь архитектурной практикой, С.А. Венсан работал не только в модерне. Характерный для классицизма принцип симметрии фасадов был взят мастером за основу при разработке проекта особняка японского консула на ул. Новоторговой в 1921 г. Интересный образец кирпичной промышленной архитектуры представляет спроектированный им производственный корпус фабрики Лопато. Однако именно модерн стал для С.А. Венсана основным стилем, прошедшим центральной линией через все его творчество.

Заключение

В 1931 г. С.А. Венсан был уволен от службы в связи с болезнью, а в 1937 г. в харбинских газетах появились некрологи о его смерти. Анализ творческо-профессиональной деятельности С.А. Венсана показывает, что он на протяжении 25 лет достойно представлял петербургскую школу гражданских инженеров на Дальнем Востоке. Работая преимущественно в стилистике модерна, мастер сумел значительно обогатить архитектуру региона выразительными постройками, ставшими со временем памятниками истории и культуры. Представление С.А. Венсана о самом стиле со временем менялись. Первые постройки архитектора просты и рациональны, а элементы модерна читаются лишь на уровне отдельных деталей. Для более поздних построек характерна свобода формотворчества, обилие деталей и ориентальных мотивов.

Примечание

*РГИА. Ф. 323. Оп. 9. Д. 822; ЦГА СПб. Ф. 184. Оп. 3, Д. 664, 665; ГАХК. Ф. 830. Оп. 3. Д. 5577

References

1. Goryunov, V.S. and Tubli, M.P. (1992) The architecture of the Art Nouveau era. Concepts. Directions. Masters.  St. Petersburg: Stroyizdat. (in Russian)

2. Kirikov, B.M. (2006) St.Petersburg’s Art Nouveau architecture. Mansions and for-profit housing. St. Petersburg: Kolo. (in Russian)

3. Kirichenko, E.I. (1986) Architectural theories of the 19th century in Russia. Moscow: Art. (in Russian)

4. Nashchokina, M.V. (2003) Moscow’s Art Nouveau. Moscow: Zhiraf. (in Russian)

5. Tubli, M.P. (1992) Antonio Ant’Elia: from Art Nouveau to Futurism. Architecture of the World. Proceedings of the conference «Issues in History of Architecture». Moscow, Issue 1, pp. 131–138. (in Russian)

6. Fahr-Becker, G. (2000) Art Nouveau. Köln: Konemann Verlagsgesellschaft GmbH.

7. Hillier, B. (2004) The Style of the Century. Moscow: Slovo. (in Russian)

8. Kradin, N.P. (2005) Art Nouveau in the work of Russian emigrant architects in China. New Ideas of the New Century: Proceedings of the fifth intern. scientific conf. IAS XI TU. Khabarovsk, pp. 37-42.

9. Artemyeva, A.A. (2007) Art Nouveau in the architecture of the Far Eastern cities. Kandidat of Art History dissertation. Khabarovsk. (in Russian)

10. Baklyskaya, L.E. (2015) East and West in the Far Eastern architecture. Khabarovsk: Pacific National University. (in Russian)

11. Kradin, N.P. (2010) Harbin - Russian Atlantis: Essays. Khabarovsk: KSUP. (in Russian)

12. Levoshko, S.S. (2003) Russian architecture in Manchuria. Late 19th - the first half of the 20th century. Khabarovsk: Private collection.

13. Kozyrenko, N.E., Ivanova, A.P., Yang Hongwei. (2015) Urban heritage of Harbin.  Khabarovsk: Pacific National University. (in Russian)

14. Kradin, N.P. (2003) St.Petersburg’s architect Vincent in Harbin. Bulletin of the Union of Architects of Russia, No. 1 (16), pp. 42–47. (in Russian)

15. Tolkacheva, A.A. (2018) The history of creation of the commercial school in Vladivostok [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4 (64). Available from: http://archvuz.ru/en/2018_4/16

16. Bazilevich, M.E. (2015) Sergei Alexandrovich Vincent – the architect of the Commercial School’s building in Vladivostok. Fifth Archival Scientific Readings named after V.I. Chernysheva: Proceedings of All-Russian scientific-practical conf. "Cultural and Historical Heritage of the Far East: preservation, use, promotion". Khabarovsk, pp. 74–76. (in Russian)

Citation link

Bazilevich, M.E. Art nouveau by Sergei Vincent. Petersburg, Vladivostok, Harbin [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №1(81). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_1/10/  – doi: 10.47055/19904126_2023_1(81)_10


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 16.01.2023
Views: 196