Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (81) March, 2023

Theory of architecture

Fedoseeva Darya V.

PhD (Architecture), Assistant Professor, Department of Urban Planning,
Samara State Technical University.

Russia, Samara, e-mail: bakshutova94@gmail.com

Fala Atelier: naive architecture

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/19904126_2023_1(81)_7

Abstract

The article investigates the work of the contemporary architectural studio Fala Atelier, which belongs to the generation of metamodernist architects and has designated its work as “naive architectural practice”. The article shows the interpretations of naivety in culture and art that served as a basis for the work of the studio. The formal, spatial, environmental, visual qualities of their projects and illustrations are reviewed, revealing the architectural aspects of Fala Atelier’s “naivety”. The paper defines the characteristics of the architectural practice of Fala as a metamodern phenomenon. Understanding the tendencies of metamodernist architecture is important for further development of the theory and practice of architecture.

Keywords: metamodernism, Fala Atelier, naive architecture, collage

Новейшая архитектура демонстрирует широкий спектр форм, структур и концепций, она разнообразна и многогранна, при этом реагирует на вызовы современности, среди которых рецессия, неравенство, пандемия, экологический кризис, распространение цифровых технологий и другие состояния, характеризующие сегодняшний день. Можно встретить такие определения новейшей архитектурной практики, как устойчивая, глобальная, контекстуальная, спекулятивная, медийная и др. Наиболее общим термином, который описывает современную культурную парадигму, материализующуюся в новейшей архитектуре, является «метамодернизм», введенный Т. Вермеленом и Р. ван ден Аккером в 2010 г. [1-3]. Л. Тернер, английский художник, один из авторов проекта «Notes of metamodernism», в манифесте метамодернизма предложил «прагматичный романтизм, не скованный идеологическими устоями» [4]. Это «переменчивое состояние между и за пределами иронии и искренности, наивности и осведомленности…» [4]. Творчество современной португальской архитектурной студии Fala Atelier сосредоточено на поиске этой переменчивой логики: при этом свою архитектурную практику они описывают термином «наивная архитектура». Рассмотрим, что скрывается за этим понятием, какие аспекты входят в архитектурный словарь группы Fala, какие тенденции характерны для новейшей архитектуры метамодернизма на примере работ Fala.

Fala Atelier – архитектурная студия, базирующаяся в Порту [5]. Основана в 2013 г. под руководством Филипе Магальяйнса, Аны Луизы Соарес, Ахмеда Белходжа и Леры Самович (выпускница МАрхИ, стала партнером бюро позже). Первые трое познакомилось, работая в Harry Gugger Studio в Базеле в 2011 г. Магальяйнс и Соарес родом из Португалии, а Белходжа из Швейцарии. Вместе они учились в Порту, Лозанне, Цюрихе, Любляне, Токио, Гетеборге и Сингапуре. Каждый из них работал в Японии: Магальяйнс в SANAA, Соарес в Toyo Ito, Белходжа в Atelier Bow-Wow. Как и многие молодые граждане южных стран ЕС, Магальяйнс и Соарес покинули свою страну из-за финансового кризиса 2008 г. Однако они оставили работу в Швейцарии, чтобы вернуться домой в самый разгар рецессии. Создав Fala Atelier, молодые авторы оказались в выигрышном контексте, представив новые концепции и решения вне конкуренции со стороны других архитекторов своего поколения.

За прошедшее с 2013 г. время командой реализованы десятки проектов. Помимо своих нынешних преподавательских должностей в Париже, Женеве и Лиссабоне, участники Fala Atelier ранее преподавали на факультетах архитектуры в Торонто, Милане, Венеции, Мюнхене и Лондоне. Работы ателье были выставлены на архитектурных биеннале в Венеции и Чикаго, в фонде Серралвеш (Порту), Павильоне Арсенала в Париже и других знаковых местах. Работы Fala Atelier широко освещаются в ключевых мировых архитектурных изданиях и электронных ресурсах. Среди прочих наград, студия была выбрана как один из 50 самых актуальных офисов в мире по версии журнала «Domus» в 2020 г. За таким успехом стоит не только тщательно выверенная стратегия позиционирования бюро и визуальной подачи проектов, но и собственное видение архитектуры, а также концептуальные, формальные, правовые и экономические обоснования архитектурных решений. Рассмотрим, как связано понятие наивности и архитектурная практика Fala Atelier.

По И. Канту, наивность – это восстание первоначально естественной искренности человечества против ставшего второй природой искусства притворяться [6]. Черты наивного философствования как концептуального феномена проявлялись еще в античной философии в школе киников, а также майевтике Сократа [6, 7]. Аспекты наивности как удивления, вопрошания и чувствования отмечаются исследователями в теоретической мысли и в Средние века, и в эпоху Возрождения [6]. В эпоху Просвещения «воздух наивности, если под ним понимать чувственность и образность, полностью улетучился» [7, с. 5]. Реакцией на это становится появление «философии жизни», которой посвящены работы А. Шопенгауэра, В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, А. Бергсона, как протеста против гипертрофированной рассудочности и абстрактного рационализма [6]. Интерес философов, историков, психологов, антропологов начинает привлекать специфика мифического сознания и роль мифа в культуре и цивилизации (Дж. Фрэзер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, К. Юнг, К. Леви-Стросс) [6]. Сегодня можно сказать, что понятие наивности, с одной стороны, обозначает неискушенность, непосвященность, бесхитростность, неопытность, недогадливость как неспособность ориентироваться в окружающей реальности и постоянно изменяющемся контексте. С другой стороны, это понятие трактуется как «осознанное или неосознанное следование традиции, отказавшейся признать достоверность некоторых феноменов культуры и цивилизации; синонимы: соприродность, естественность, искренность, простодушие, доверчивость, провинциальность, ребячество» [8]. Многие из этих определений так или иначе относятся к работам Fala Atelier.

Иллюстрации к проектам студии доверчиво показывают жилище человека, используя простые предметы повседневного обихода в качестве замены субъекта. Стилистически их коллажи искренни и незатейливы, как будто ориентированы на детскую аудиторию. Создание подобных концептуальных коллажей стало в 2010-е гг. реакцией на точность доступной фотореалистичной визуализации. Коллажи студии обращаются к постцифровому как репрезентативной практике [9, 10]. Поощряемый социальными сетями приоритет изображения стал единственно возможной стратегией для студий, которые начали свою деятельность в эпоху развития цифровых платформ. Графическая согласованность и настойчивость Fala Atelier с точки зрения репрезентации принесли им международную известность. Иллюстрации стали основой идентичности студии, в соответствии с традицией, в которой изображение архитектурного проекта является автономным значимым произведением. Кроме этого, в иллюстрациях проявились те черты наивного искусства, которые делают их коллажи и постройки столь хорошо узнаваемыми (рис. 1).

Рис. 1. Коллажи для проектов «077» и «035». Источник: https://ru.pinterest.com/pin/506514289348968527/ ; https://freight.cargo.site/w/700/q/75/i/da7b377de920219e7d2adb9ae2cad9cd7993ed0d3d65a559cb879da73c66c992/fala_web_035_13.jpg 

В живописи наивное искусство известно благодаря работам А. Руссо, А. Уоллиса, А. Бошана, Н. Пиросмани, Я. Брашича, Э. Фейеша, П.П. Леонова, Е.И. Медведевой и других авторов. Наивное искусство характеризуется в первую очередь как искусство непрофессиональных художников, однако работы наивистов колоритны и драматичны, а также не менее выразительны, чем полотна профессионалов. «”Наивное” переносит акцент с результата на внутренние причины» [11]. Во многом, это – непосредственное, «не знающее рефлексий ощущение действительности» [11]. Характеристиками наивного искусства по отношению к формальным качествам живописи служат: геометрические искажения перспективы, плоскостность форм, свободное использование цвета, проработка деталей на всех планах. «Наивное искусство парадоксальным образом соединяет неожиданность художественных решений и тяготение к ограниченному кругу тем и сюжетов, цитирование однажды найденных приемов» [11]. Зачастую в основе произведений лежат повторяющиеся элементы, соответствующие архетипам, известным сюжетам, прообразам.

Эти черты проявляются в художественных качествах проектов и построек студии Fala. Непосредственным визуальным эффектом является плоскостность, которая характерна как для чертежей, так и, парадоксальным образом, для трехмерных разверток зданий (рис. 2). Планы этажей показаны в виде абстрактных фигур с использованием одного веса линий. Как и наивность, плоскостность – это инструмент, который Fala использует в поисках концептуальной ясности.

Рис. 2. План и развертка здания для проекта «072». Источник: https://freight.cargo.site/w/700/q/75/i/d95e860a452a27562a8e00218392ce5c7a556eb065df7a6937da1a405cffdf46/072_fala_web_9.jpg/ ; https://freight.cargo.site/w/900/q/75/i/49b1be17746e923c30fc70ee6e1be0ae3ebf83e2f7e873397ffeb779c8ae29f5/072_fala_web_12.jpg 

Треугольные, ступенчатые и волнообразные формы объектов в плане, а также зеркальные поверхности, цветовые пятна и полоски, обеспечивают эффект визуального искажения перспективы в интерьерах и дворовых пространствах. Кроме этого, создаются иллюстрации, позволяющие отказаться от перспективы либо комбинировать фрагменты с прямой и обратной перспективой, а также фронтальным видом (рис. 3).

Рис. 3. Эффекты искажения перспективы в дворовом пространстве объекта «090», в изображении интерьера проекта «118». Источник: https://freight.cargo.site/w/600/q/75/i/15664c28cd724f839e27fa14e3edfa3c4fcae825476aca49d537c8d3ba5c9f1e/fala_090_web_30.jpg ; https://freight.cargo.site/w/600/q/75/i/650aa78859b0c6f9aefdb6b2d9488c2b6f003dd23263ec721ab4facc737412d5/118_fala_web_21.jpg 

Свободное использование цвета соседствует с традиционной для модернизма белой архитектурой, лучше всего иллюстрирующей пространственные отношения. Белые стены дают возможность конструировать пространственную структуру в ее чистоте и ясности, при этом создают фон для повседневной жизни и уникальных архитектурных элементов (колонн, лестниц, балок, проемов и других архетипов). Белая структура «устанавливает строки, на которых могут располагаться ноты», представляющие собой цветовые и материальные пятна, фигуры, объекты [5]. «Палитра миллениалов» – так можно охарактеризовать цветовые включения («лососевый», «лимонный», «мятный» и другие), которые выделяют архитектурные элементы и «населяют» пространство. Окрашенные поверхности дополняются «фигурами» из дерева, мрамора, бетона и зеркального стекла. Фигуры представлены простыми геометрическими формами, ступенчатыми уступами и полосками. Среди геометрических паттернов большое значение для Fala имеет круг, который повторяется в большинстве проектов студии. Например, в проекте дома в Параисо (Порту, 2017) мраморный круг «завис» над линией крыши чуть правее центральной оси. Фигура уравновешивает композицию и отвлекает внимание зрителя от дымохода на соседнем здании. Круги в работах Fala создают динамические композиции, напоминающие аппликации на плоскости (рис. 4). Нарочито декоративный характер некоторых форм фасада отсылает к постмодернистскому дискурсу в духе «Уроков Лас-Вегаса». При этом пространственные решения планировок демонстрируют выверенные пропорции, функционалистскую встроенную мебель и технику, формирование перетекающих пространств, свободную планировку с криволинейными элементами в духе пуризма, что отсылает к образам модернистской архитектуры (рис. 5).

Рис. 4. Использование кругов в проекте дома в Параисо «048» и в проекте «057». Источник: https://freight.cargo.site/w/900/q/75/i/f9de144e51c89c655f8cb8d4b88461f68c366ddd4780ea0a0574a1b3f68439e5/fala_web_048_7.jpg ; https://freight.cargo.site/w/800/q/75/i/4cb24f0b983ee0ef465f93ec16e3c501f0963890d70adf9fb95110cd096bba2a/handrail.jpg 

Рис. 5. Обновление интерьера квартиры по проекту «025». Источник: https://freight.cargo.site/w/800/q/75/i/7cce0c75fd7ce9cf9fdfbdf9fca546ea3c1aea14518876d031feedae9db1a154/fala_web_025_6.jpg ; https://freight.cargo.site/w/900/q/75/i/4acb67d1c07584a7f270c06502abc2864fc40c4f743c5bcd66bfc8ddcfbf72d2/fala_web_025_9.jpg .

Деталям и фрагментам архитекторы уделяют первостепенное внимание: «Мы изучаем архитектуру, ориентируясь на масштаб фрагмента» [5]. Колонны, стены, окна, двери и плиты – ценные проектные инструменты, язык и словарный запас, которым оперируют авторы Fala. Архитектура трактуется, с одной стороны, как коллаж из элементов, собранных из истории архитектуры, а с другой – как форма коллекционирования в пространственных цитатах и отрывках. В таком подходе объединяются одновременно и город-коллаж К. Роу и Ф. Кеттера, и язык паттернов К. Александера, и коллекция городских архетипов А. Росси: архитекторы студии декларируют и демонстрируют увлечение наследием теории и практики постмодернизма [5]. Среди своих творческих учителей и кумиров они называют таких архитекторов, как Т. Ито, К. Шинохара, А. Сиза, Р. Вентури, Р. Олжиати, И. Хасегава, М. Ботта, Э.Г. Асплунд, П. Меркли. В творчестве этих авторов они отмечают детали и фрагменты, которые становятся словарем архитектурных прецедентов. Можно отметить, что для работ перечисленных авторов характерен интерес к языку архитектуры, собственное отношение к традиции и особое внимание к отдельным составляющим архитектурной формы. Fala подчеркивают у них игру с геометрией, создающую «причудливое ощущение смещения и фрагментации» и менее очевидный порядок [5]. Постройки кумиров студии «не лишены неуклюжих и тревожных черт, но эти особенности всегда укоренены в тектонической и структурной двусмысленности конструкции» [5], как, например, «парящая» колонна входной группы в здании социального жилья в берлинском районе Кройцберг по проекту А. Сиза и П. Бринкерта (1980). В трехэтажном таунхаусе «079» по проекту Fala «левитирующая» колонна является центральным элементом, организующим все пространство (рис. 6).

Рис. 6.«Парящая» колонна в проекте «079». Источник: https://freight.cargo.site/w/800/q/75/i/e5374fa53f23a70088e49bba3216a6cc9c34bf6a4319cec12841d3ad12d18f2c/fala_079_web_60.jpg ; https://freight.cargo.site/w/900/q/75/i/70ac0af1dc9db0de5afc060dba54b6b85e8cf790b03ab88839d0817198bf17bf/fala_079_web_8.jpg ; https://i.pinimg.com/564x/05/0c/fa/050cfa452e7ed1aabfa78bb2a87ae58a.jpg 

Идея цитирования, коллекционирования фрагментов привела Fala к видению своей архитектурной практики как серии, последовательности, единого каталога. Манифест группы на сайте носит название «Gloriously Repeating», что можно перевести как «Славно повторяя»[5]. Архитекторы позиционируют свое портфолио как множество похожих проектов, составляющих единую сеть тропов. Веб-сайт студии также воплощает эту концепцию: в публикациях нет иерархии, нет порядка. Проекты не имеют названий, только нумерацию, следующую в неочевидном порядке. Открывая страницу одного проекта, пользователь увидит фотографию, чертеж или коллаж из другого. Такая подача подчеркивает переплетение сюжетов и приемов, показывает мир архитектурных коллекций и навязчивых проектных идей. «Совокупность стратегий и элементов, заимствованных из прецедентов, становится архитектурным словарем, пейзажем тропов» [5]. Самореферентный архитектурный продукт становится не просто коллекцией или набором тропов, а единым проектом с взаимодополняемыми элементами. Возможно, в знак уважения к тому времени, когда Магальяйнс и Соарес, работая в Японии, жили в капсуле Nakagin Tower, архитекторы считают свои проекты строительством элементов города: они строят город, о котором мечтали их герои-метаболисты.

Отмечая общий сегодня для многих архитекторов интерес к прецедентам, прообразам, цитатам, можно отметить, что архитектура студии выделяется из общего ряда современных архитектурных проектов. Fala Atelier отрицает одновременно и ностальгическое продолжение контекста, и псевдофутуристические иконические здания, распространенные в современной архитектуре, хотя сегодня во многом именно эти два пути формируют основную массу произведений в архитектурной индустрии [5]. «В этих условиях мы искали убежище для архитектурного самовыражения», – говорится в манифесте Fala [5]. В первую очередь, объектами проектирования молодого бюро стали интерьеры, пригородные дома, дворы, «обратная сторона» улиц, где можно строить в отрыве от отношения к прошлому и будущему. С 2000 г. строительство в Порту подчиняется требованиям охраны наследия ЮНЕСКО, регламенты защищают улицы и обращенные к ним фасады исторических зданий, но внутренние дворы остаются открытыми для современных включений. Сохраняя исторический облик главных фасадов как «окаменелости для туристической сценографии», Fala создают свои наивные объекты: яркие, в чем-то маргинальные, они экзотичны по отношению к тому, что их окружает, они возбуждают городскую ткань и требуют реакции [5]. Несмотря на отсутствие видимого пиетета к памяти, можно отметить, что объекты студии представляют собой примеры сохранения и адаптивного использования, учитывают контекст и историческую среду Порту. В то же время Fala не видят себя в рамках преемственности современной португальской архитектурной школы [12]. Архитекторы не стремятся обозначать свою работу как определяемую ее местом происхождения. Сложно оценить Fala только как «португальский офис», скорее это офис миллениалов, принадлежащих к глобальной культуре, много путешествующих и получивших опыт профессиональной работы в разных культурных средах – Швейцарии и Японии.

Восстановление после экономического кризиса 2008 г., а также рост туризма привели в Порту и Лиссабоне к значительному увеличению объема вложений в недвижимость со стороны горожан и, соответственно, росту цен. Благодаря программе «золотая виза», кроме португальцев, инвестировать в недорогое жилье стали также иностранные граждане. Многие проекты студии готовились для объектов под продажу – для анонимного пользователя, что позволило сформулировать концептуальные требования свободной внутренней структуры, привлекательности для посуточной аренды и яркого образа для социальных сетей. Проекты часто направлены на то, чтобы разделить буржуазные дома XIX в. на однокомнатные квартиры, превратить гаражи в лофты, а ilhas (рабочее жилье) в студенческие или туристические резиденции. Студия обратила внимание на средний ценовой сегмент и не стремится создавать крупных, звездных проектов, понимая, что в них будет утрачен узнаваемый характер. Сознавая сложность современного мира, Fala выстраивают границы своей деятельности и предлагают всего лишь «наивную архитектурную практику», не претендуя на первенство в вопросах инноваций и ценностей. В результате география проектов следует естественному перемещению в пригороды по мере джентрификации центральных районов. Такой подход продиктован не только соображениями сохранения бренда Fala, это также можно рассматривать как социальное заявление. «Мы хотим дать хорошую архитектуру людям, которые никогда об этом не попросят», – говорит Соареш [13]. По словам архитекторов студии, большинство их клиентов не интересуются авторской архитектурой, многие не знают названия фирмы, и даже испытывают радикальный скептицизм по отношению к фигуре архитектора. Большая часть проектов появилась, когда к молодым архитекторам владельцы зданий обратились за оформлением документов, обязательных для ремонта и строительства в исторической части Порту. Для архитекторов студии проектная работа, таким образом, в первую очередь, состоит в том, чтобы донести ценность архитектурного решения до клиента. Учитывая массу реализованных объектов, можно сказать, что подход бюро оказался востребованным, и в результате масштаб объектов постепенно расширился от интерьеров и приспособления до нового строительства индивидуальных и многоквартирных зданий. Способ работы студии отодвигает на второй план критику города в разгар экономической трансформации. Их дискурс не содержит идеологии или морали и остается скромным и наивным по сравнению с ответственностью, которую берут на себя современные архитекторы в вопросах устойчивости, инклюзивности и эффективности.

Рассмотрев творчество Fala Atelier, можно заключить, что это офис миллениалов, архитекторов, создавших бюро после финансового кризиса 2008 г. и реализующих небольшие объекты, точечно преобразующие городскую среду – пространства для малого бизнеса, жилье для туристов, квартиры для среднего городского класса – в рамках восстановления экономики Португалии. Для Fala органично и естественно направлять свои концептуальные и творческие усилия на продвижение и позиционирование бюро, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, выставки, интервью, а также большая распространенность и популярность их уникальных коллажей в визуальном интернет-дискурсе. Архитекторы Fala Atelier вдохновляются историей архитектуры, но не связаны ею. Студия демонстрирует большой интерес к постмодернистскому наследию и языку. Однако вместо деконструкции, стилизации, нигилизма, характерных для постмодернизма, в творчестве Fala можно отметить стремление к искренности, надежду, романтизм, движение к общим «наивным» концепциям. Архитектура студии находится в состоянии колебания между составляющими модернизма и постмодернизма. Их наивность, воплощенную как в формообразовании, так и в подаче проектов, можно охарактеризовать как просвещенную, находящуюся в сочетании с прагматическим идеализмом, а также колебаниями между иронией и искренностью. Творчество Fala Atelier – феномен 2010-х гг., большой интерес представляет реакция офиса и дальнейшее развитие после глобальных кризисов начала 2020-х гг.

References

1. Vermeulen, T., Van den Akker, R. (2010) Notes on metamodernism. Journal of Aesthetics and Culture, vol. 2, pp. 1–14.

2. Danilova, E., Bakshutova, D. (2021) Metamodernism: The Phenomenon of Memory as Part of an Architectural Concept. In: Proceedings of the 3rd International Conference on Architecture: Heritage, Traditions and Innovations (AHTI 2021), Vol. 600, pp. 140-146.

3. Danilova, E.V. (2021) From postmodernism to metamodernism: a new turn in architecture. In: Traditions and innovations in construction and architecture. Architecture and urban planning: Proceedings of the 78th All-Russian Scientific and Technical Conference. Samara: Samara State Technical University, pp. 238-243. (in Russian)

4. Eros and space, [2015]. Metamodernist Manifesto [Online]. Available from: https://eroskosmos.org/metamodernist-manifesto/ . [Accessed 12th January 2023]. (in Russian)

5. Falaatelier.com, [2023]. Studio presentation [Online]. Available from: https://files.cargocollective.com/c338024/fala_cv.pdf  [Accessed 12th January 2023].

6. Borisov, S.V. (2007) Naive philosophizing as a cognitive activity: research perspectives. Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 17, pp. 30-42. (in Russian)

7. Migunov, A.S. (ed.) (2001) Philosophy of naïveté. Moscow: Moscow State University. (in Russian)

8. Deja Vu, [2023]. Naivety [Online]. Available from: http://ec-dejavu.ru/n/Naivety.html/ . [Accessed 12th January 2023]. (in Russian)

9. Mindiashvili, M. (2018) Form finding process and graphics in architectural concepts of new modernism. Interrelations and contradictions. Architecture and Modern Information Technologies, No. 4(45), pp. 294-304.

10. Balunenko, I. (2022) Trends in computer visualization of architecture in the 2000s-2010s. Art and Culture, No. 1(45), pp. 16-19.

11. Lebedev, A. (2016). Naive Art. [online] Postnauka. Available at: https://postnauka.ru/faq/64565  [Accessed 12th January 2023]. (in Russian)

12. Wilkinson, J. (2020). The Anonymous Client [online] Fala Atelier. Available at: https://falaatelier.com/t_the-anonymous-client  [Accessed 12th January 2023]. (in Russian)

13. Priest, I. (2021) Network of ideas [online] Fala Atelier. Available at: https://falaatelier.com/t_network-of-ideas  [Accessed 12th January 2023]. (in Russian)

Citation link

Fedoseeva, D.V. Fala Atelier: naive architecture [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2023. – №1(81). – URL: http://archvuz.ru/en/2023_1/7/  – doi: 10.47055/19904126_2023_1(81)_7


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 30.01.2023
Views: 224