Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Меерович
Марк
Григорьевич

доктор архитектуры, доктор исторических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, 
член-корреспондент Международной академии архитектуры. 
Иркутский государственный технический университет.

Россия, Иркутск, e-mail: memark@inbox.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Меерович Марк Григорьевич, Иванова Анастасия Сергеевна
НОВАЯ ПАРАДИГМА В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ ПРОГНОЗА ЧАРЛЬЗА ДЖЕНКСА К «ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Архитектон: известия вузов. №3 (63) Сентябрь, 2018

Статья развивает содержание работы американского архитектурного теоретика и критика Чарльза Дженкса «Новая парадигма в архитектуре» [1], которая была написана 15 лет назад и указывала на факт зарождения в те годы очередной парадигмы современной архитектуры. Сегодня архитектуроведение обязано признать наличие новой парадигмы, именуемой «виртуальной реальностью». Данная статья характеризует уровень развития современного научного знания и художественной деятельности, которые сделали возможным практическое появление средовых эффектов, воздействующих на психофизиологические состояния человека. Систематизируются и описываются так называемые «визуальные эффекты», которые уже полноправно вошли в арсенал средств современного архитектора и дизайнера и все в бóльшей степени предопределяют качество визуального восприятия окружающей городской среды, осуществляя целенаправленное воздействие на потребителя за счет формирования состояния сильного эмоционального переживания, возникающего в результате острого диссонанса оптических эффектов, воспринимаемых человеком, с одной стороны, и резко не совпадающим с ними физическим опытом освоения материального мира – с другой.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_3/2/

Ссылка для цитирования статьи

Меерович М.Г., Иванова А.С. НОВАЯ ПАРАДИГМА В АРХИТЕКТУРЕ: ОТ ПРОГНОЗА ЧАРЛЬЗА ДЖЕНКСА К «ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» [Электронный ресурс] / М.Г. Меерович, А.С. Иванова  //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №3(63). – URL: http://archvuz.ru/2018_3/2 

Меерович Марк Григорьевич
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В СЕРЕДИНЕ 1950-х ГОДОВ

Архитектон: известия вузов. №1 (61) Март, 2018

На материале Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» раскрывается механизм принудительного воздействия власти на архитектурное сообщество с целью изменения творческой направленности советской архитектуры в соответствии с выдвинутыми в процессе реализации хрущевской жилищной реформы задачами создания индустрии массового поточно-конвейерного градостроительного проектирования и крупнопанельного жилищного строительства, а также неразрывно связанных с этим типологических проблем сборного домостроения.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2018_1/5/

Ссылка для цитирования статьи

 Меерович М.Г. ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В СЕРЕДИНЕ 1950-х ГОДОВ [Электронный ресурс] / М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №1(61). – URL: http://archvuz.ru/2018_1/5

Меерович Марк Григорьевич
СОЮЗ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ СССР. ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ

Архитектон: известия вузов. №2 (58) Июнь, 2017

История Союза советских архитекторов СССР – так он изначально именовался – как в капле воды отразила природу системы манипулирования людьми, которую специально сформировала советская власть в рамках командно-административной структуры руководства производственными процессами, в том числе градостроительными и архитектурно-проектными. В статье подробно описывается законодательные и политические особенности деятельности творческих группировок в архитектуре во второй половине 1920-х гг., раскрываются причины принятия высшим руководством страны решения о формировании Союза советских архитекторов, вскрывается партийно-правительственная «механика» принятия и реализации подобных решений, описаны приемы подчинения беспартийных архитекторов влиянию «архитекторов-партийцев», перечислены функции «уполномоченного» Союза архитекторов, его роль в принуждении архитекторов следовать политике, осуществляемой властью, представлен процесс формирования Союза архитекторов как государственного органа «управления творчеством».

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_2/8/

Ссылка для цитирования статьи

Меерович М.Г. СОЮЗ СОВЕТСКИХ АРХИТЕКТОРОВ СССР. ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СУЩЕСТВОВАНИЯ [Электронный ресурс] /М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №2(58). – URL: http://archvuz.ru/2017_2/8 

Зарубина Наталия Александровна, Меерович Марк Григорьевич
СИБИРСКОЕ БАРОККО В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА

Архитектон: известия вузов. №3 (43) Сентябрь, 2013

В статье рассматриваются особенности декоративного убранства фасадов деревянной гражданской архитектуры Иркутска стиля сибирское барокко. В результате исследования впервые в истории изучения стиля сибирского (иркутского) барокко в деревянной архитектуре Иркутска схематизированы по формальному признаку и сведены в классификационную таблицу основные типы сандриков наличников оконных проемов. Каждому из типов присвоено условное название и дана краткая характеристика. В статье также рассматриваются разновидности лобаней и подоконных досок иркутского барокко.

Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе дореволюционных и современных источников: письменных и графических архивных материалов, текстов, а также на результатах натурных обследований объектов – их фотофиксации и графическом анализе.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_3/11/

Ссылка для цитирования статьи

Зарубина Н.А., Меерович М.Г. СИБИРСКОЕ БАРОККО В ДЕРЕВЯННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ ИРКУТСКА XIX ВЕКА[Электронный ресурс] /Н.А. Зарубина, М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №3(43). – URL: http://archvuz.ru/2013_3/11 

Меерович Марк Григорьевич
ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ

Архитектон: известия вузов. №2 (42) Июнь, 2013

Предметом рассмотрения являются стилистические особенности декоративного убранства деревянной гражданской архитектуры Иркутска XVIII–XIX вв. Цель исследования: выделение основных стилей, их характеристика, визуальные примеры, описание специфических черт – наличие декоративных ансамблей, составленных из нескольких стилей, присутствие уникальных композиций, не атрибутируемых по отношению ни к одному из имеющихся стилистических направлений. Методика – фотофиксация, систематизация на основе повторяющихся визуальных характеристик и сопоставления со стилистическими прототипами. Статья имеет постановочный характер, ее результатом является формулировка задач углубленного, тематически сосредоточенного исследования отдельных аспектов генезиса и формообразования декоративного убранства иркутской деревянной архитектуры. Материал статьи может быть использован как основание для уточнения списка объектов историко-культурного наследия Иркутска.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_2/8/

Ссылка для цитирования статьи

Меерович М.Г. ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть I: СИБИРСКОЕ БАРОККО, КЛАССИЦИЗМ, МОДЕРН, НЕАТРИБУТИРОВАННЫЕ ФОРМЫ [Электронный ресурс] /М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/2013_2/8 

Меерович Марк Григорьевич
ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ

Архитектон: известия вузов. №2 (42) Июнь, 2013

Предметом рассмотрения являются стилистические особенности декоративного убранства деревянной гражданской архитектуры Иркутска XVIII–XIX вв. Цель исследования: выделение основных стилей, их характеристика, визуальные примеры, описание специфических черт – наличие декоративных ансамблей, составленных из нескольких стилей, присутствие уникальных композиций, не атрибутируемых по отношению ни к одному из имеющихся стилистических направлений. Методика – фотофиксация, систематизация на основе повторяющихся визуальных характеристик и сопоставления со стилистическими прототипами. Статья имеет постановочный характер, ее результатом является формулировка задач углубленного, тематически сосредоточенного исследования отдельных аспектов генезиса и формообразования декоративного убранства иркутской деревянной архитектуры. Материал статьи может быть использован как основание для уточнения списка объектов историко-культурного наследия Иркутска.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2013_2/9/

Ссылка для цитирования статьи

Меерович М.Г. ШЕСТЬ СТИЛЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ИРКУТСКА. Часть II: ДРЕВНЕРУССКИЙ, ВОСТОЧНЫЙ [Электронный ресурс] / М.Г. Меерович //Архитектон: известия вузов. – 2013. – №2(42). – URL: http://archvuz.ru/2013_2/9