Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №3 (71) September, 2020

Theory of architecture

Ziyatdinov Zufar Z.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Penza State University of Architecture and Construction;
Chief Architect ООО «Formula»,

Russia, Penza, e-mail: z.uf@yandex.ru

Churlyaev Boris A.

PhD. (Architecture), Associate Professor,
Penza State University of Civil Engineering and Architecture

Russia, Penza, e-mail: churlyaevb@gmail.com

IDENTIFICATION OF DESIGN IN ARCHITECTURE: CONCEPTUAL FRAMEWORK, ESSENCE AND FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT

УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-2

Abstract

‘Design in architecture’ is defined as a notion in the Russian language. Two points of view on design in architecture are summarized. Variations of design in architecture are presented. Architecture and design in architecture are shown to be essentially different. Four groups of characteristics are considered: the scientific and methodological framework, professional mindset, subject-specific formal aspects, and socio-cultural essentials. The emergence of the professional term "design" is traced back. The powers, prerogatives, remits, applications and domains of design as part of architecture in the first quarter of the 21st century are clearly outlined. The origins of architectural design are defined and contradictions between design and architecture are shown. The period and main purpose of design in architecture and the specifics of form-making in design relative to architecture are revealed. The problem of extra-contextual inclusion of design objects into historical urban environments is highlighted.

Keywords: design in architecture, architecture, urban planning, city design code, industrial design

В последние десятилетия наблюдается все более усиливающаяся экспансия дизайна в архитектуру [1]. Изначально область действия архитектурного дизайна охватывала отдельные детали зданий и сооружений, затем расширилась на фасады и здания в целом, а в ХХI в. распространилась на целые поселения за счет появления дизайн кода города [2].

При разработке проектной документации для строительства у практикующих специалистов возникают вопросы относительно сущностных оснований и характеристик архитектурного дизайна: каковы границы его применения, на каком этапе проектирования дизайн может и должен включиться в проектный процесс, какова его значимость в формировании архитектурной идеи и создании архитектурно-художественного образа, каковы средства и методы дизайна в приложении к архитектуре, каковы его содержательные и формальные сущности сравнительно с архитектурой. Ответы на поставленные вопросы позволят осознанно применять механизмы действия дизайна в архитектуре и тем самым оптимизировать созидание материально-пространственной среды жизнедеятельности людей. Экзистенциальные проблемы консенсуальной коллаборации дизайна и архитектуры до настоящего времени в работах отечественных и зарубежных исследователей рассматривались недостаточно и требуют изучения.

Методика исследований включает:

– тезаурусный подход с обобщением информационного массива по изучаемой тематике, включая результаты отечественных и зарубежных научных исследований по проблемам дизайна в архитектуре;
– учебно-экспериментальное архитектурное проектирование с разработкой моделей в ходе курсового и дипломного проектирования на архитектурном факультете по специальностям «дизайн городской среды», «архитектура», «градостроительство» на уровнях бакалавриата и магистратуры;
– структурно-функциональный и художественно-композиционный анализ объектов архитектуры ХХI в.

Понятие архитектурного дизайна

Термин «дизайн» является сокращением понятия «промышленный дизайн», которое было принято в 1959 г. генеральной ассамблеей Международного совета организаций промышленного дизайна ICSID (International Council of Societies of Industrial Design) [3].

Первоначальная трактовка дизайна подразумевала проектирование эстетических качеств промышленных товаров, художественное конструирование на основе технической эстетики, придание красоты и удобства пользования изделиям широкого потребления [4].

Со временем методы и приемы дизайна распространились на многие виды деятельности, обозначились новые разновидности дизайна, например анимационный дизайн, гейм-дизайн, футуро-дизайн, экодизайн, информационный, книжный, параметрический дизайн и т. д. [5].

Во второй половине ХХ в. началось развитие архитектурного дизайна, чему способствовали отказ от декорирования и строительство зданий по типовым проектам [6].

Несмотря на широкое использование в профессиональной среде термина «архитектурный дизайн», до настоящего времени отсутствует в четком однозначном понимании его определение [7].

В специальной научной зарубежной литературе фигурируют две альтернативные трактовки понятия архитектурного дизайна [8]. Первая трактовка сводится к тому, что дизайн рассматривается как часть архитектуры, вторая – к тезису, что архитектура и дизайн – это две разные области деятельности с разными целями и задачами [9; 10].

Исследователи отмечают, что четкое разграничение полномочий и прерогатив дизайна и архитектуры невозможно без однозначного определения понятия «архитектурный дизайн» [11; 12].

На основе проведенного анализа в понятийный аппарат настоящего исследования введен термин «архитектурный дизайн».

Архитектурный дизайн (или, равнозначно, дизайн в архитектуре и арх-дизайн) – деятельность по архитектурно-художественному формообразованию и оформлению (в процессе решения третьей части известной триединой задачи «польза – прочность – красота» в виде разработки чертежей в составе раздела «Архитектурные решения» проектной документации или при разработке отдельного дизайн-проекта) с целью повышения эстетических качеств зданий, сооружений, их комплексов и поселений за счет создания архитектурно-художественного образа, формирования архитектурной композиции объема здания, его фасадов и помещений, органичного размещения на фасадах рекламных конструкций и информационных вывесок, разработки дизайн-кода поселения, проектирования арт-объектов, городской скульптуры и малых архитектурных форм.

Согласно приведенному определению, к архитектурному дизайну можно отнести следующие виды дизайна, участвующие в формировании внешнего облика здания и его интерьеров:

– дизайн здания, сооружения – выполняется в составе архитектурной части (марка АР) проектной документации, не выделяясь в отдельный комплект чертежей;
– дизайн (фрагментов городской) среды – обычно дизайн территории и малых форм, арт-объектов; в большинстве случаев, выполняется в виде отдельного дизайн-проекта;
– дизайн интерьера – разрабатывается отдельный дизайн-проект, включающий 3D-изображения, развертки (фасады) стен, полов и потолков помещения, а также рекомендуемую к размещению мебель, встроенную и/или нестационарную;
– ландшафтный дизайн – визуализация проектных решений ландшафтной архитектуры;
– световой дизайн – создание световых композиций в помещениях или на открытом пространстве посредством применения разных по цвету, интенсивности, направленности, рассеянности светильников искусственного освещения; сюда же относится архитектурная подсветка фасадов зданий и сооружений;
– дизайн-код города – регулирование размещения и устройства рекламных конструкций, информационных вывесок, указателей системы навигации в пространстве города.

Сущностные отличия архитектуры от архитектурного дизайна

Различия между архитектурой и архитектурным дизайном рассмотрим по четырем группам характеристик: научный аппарат, предметно-формальные аспекты, профессионально-проектный менталитет, социокультурная значимость

Таблица 1
Сравнительный анализ научно-методологических аппаратов архитектуры и архитектурного дизайна

Примечание к табл. 1:
В строке «Методы работы» аббревиатуры названий разделов проектной документации указаны согласно ГОСТ Р 21.1101-2013.

Цель архитектуры, как видно из табл. 1, состоит в формировании среды жизнедеятельности в целом, во всех ее материально-пространственных аспектах, в отличие от арх-дизайна, цель которого – эстетическая сторона материальных объектов [13].

Задачи, решаемые архитектурой, – более крупные и емкие по сравнению с архитектурным дизайном, который может быть частью архитектурного проекта, а также выполнять самостоятельную роль, работая при этом с существующей архитектурой.

Предмет деятельности основан на истоках анализируемых сфер деятельности. Архитектура изначально призвана создавать здания, сооружения, а также города и сельские поселения. Дизайн, имея своей изначальной сутью придание эстетических качеств для увеличения сбыта промтоваров, придя в архитектуру, занялся эстетикой типовых зданий, возникших в период интенсивной индустриализации строительства [14].

Объект деятельности архитектуры отличается полимасштабностью решаемых проблем: от одного здания до системы расселения регионов и страны. Наибольший объект дизайна – дизайн-код поселения.

Методы работы. Начало работы архитектора – с изучения исходно-разрешительных документов: градостроительный и кадастровый планы земельного участка с данными о сервитутах и градостроительных регламентах, проект планировки и проект межевания территории, отчеты об инженерных изысканиях, условия на инженерно-техническое обеспечение проектируемого объекта, задание на проектирование от заказчика, своды правил с нормативами по разрабатываемой проектной документации, правила землепользования и застройки муниципального образования. Обязательно рекогносцировочное обследование стройплощадки. Так или иначе зодчий формирует архитектурную идею и создает архитектурно-художественный образ здания, выполняя первоначальные эскизы «с белого листа».

Архитектор работает по принципу «от общего к частному», планировку здания начинает с функционального зонирования, с размещения на плане групп помещений. Определяет возможные габариты объекта по генеральному плану, который постоянно сверяет с планами этажей. Архитектор мыслит комплексно, находя компромисс между различными, часто противоположно действующими, факторами: технология процессов, конструктив, охрана окружающей среды, экономика, энергоэффективность, системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения и т. д. [15].

Дизайнер начинает работу с готовым продуктом-заданием от архитектора в виде проекций планов, разрезов, фасадов, которые облекает в заданную отделку и декорирует. У дизайнера отсутствуют отдельные своды правил, он пользуется архитектурно-градостроительными нормативно-правовыми актами. Задача дизайнера – не комплексная, а частно-локальная, и сводится к эстетике объекта [16].

Таблица 2
Профессионально-проектный менталитет архитектора и дизайнера

Терминология архитектуры отражает более широкий масштаб выполняемых ею территориально-пространственных преобразований и многоаспектность ее связей со смежными строительными и градостроительными дисциплинами в отличие от арх-дизайна, который ограничивается пространством города и не претендует на агломерации и системы расселения. Дизайн либо заимствует терминологию архитектуры, когда занимается решением третьей составляющей триединой задачи, либо использует термины дизайна, такие как ритмическое напряжение, композиционный мусор, цветовая гамма, композиционное равновесие и т. д. Разный терминологический аппарат отражает разную содержательную сущность архитектуры и архитектурного дизайна [17].

Представления о городе: архитектор понимает город как цельный объект деятельности с перманентно меняющейся застройкой, где проживают разные сообщества, формируются транспортные, миграционные, информационные, культурно-исторические и другие потоки, поля и потенциалы. Дизайнер видит город в основном в виде фрагментов, нуждающихся в дизайн-сопровождении [18].

Пространство. Архитектор работает с планами и разрезами, перемещаясь изнутри наружу и обратно. Формирует архитектурное пространство физически, выделяя часть бесконечного космопространства посредством ограждающих конструкций для защиты людей от неблагоприятных внешних воздействий. Дизайнер сосредоточен на работе с внешней формой, поверхностью, деталью и материалом, а также с пространством интерьера для его дизайн-оформления [19].

Отношение к культурному наследию. Архитектура и дизайн по-разному видят и транслируют в продукты своей работы характеристики среды объектов культурного наследия.

Для архитектуры окружающий физический и культурно-исторический контекст – источник идентичности, многообразия городской среды, которое необходимо беречь и лелеять.

Дизайн отличается внеконтекстным, внеисторическим вне культурно-нравственным вторжением в историческую городскую среду, стремлением захватить внимание, сделать эффектную картину, выделиться из общей массы, заявить громко о себе, оттеснить других на задний план, конкурировать с исторической архитектурой и сделать ее фоном себя (рис. 1).

Рис. 1. Пример внеконтекстной архитектуры в исторической среде: 17-этажный жилой дом в Пензе, Россия.
Формы и цветовая гамма здания диссонируют с окружающей исторической застройкой. Фото авторов

Понимание красоты. Третью часть названной триединой задачи – «красота» – решают и архитектор, и дизайнер. При этом каждый понимает и решает ее по-своему. Архитектор понимает красоту как детерминированную производную от функционально-технологической системы здания и его конструктива. Для архитектора рабочими являются постулаты «форма следует функции», «форма соответствует содержанию», в красоту вкладывается философский смысл единства и взаимообусловленности внутреннего и внешнего пространств. По Вальтеру Гропиусу, «строительное тело» может быть прекрасным само по себе за счет пропорций, чистоты решения без лишних деталей. Неприемлемы украшательство и китч, «лишние» детали, внеидейные приемы и методы (рис. 2; 3; 4).

В понимании дизайнера красота трактуется с меньшей зависимостью от функции и конструктива и может выступать как композиционно-декорированная оболочка с членениями вне связи с внутренней структурой объекта (рис. 2).

Рис. 2. Дизайнерский подход к эстетике здания. Многоквартирный жилой дом.
Ковингтон, штат Кентукки, США, 2008.
Декорирование – вне зависимости
от внутренней структуры объекта.
Решение подобно дизайну коробки,
ткани, обоев

Рис. 3. Дизайн интерьера. Средствами дизайна «разрушена» стена и создана иллюзия коридора

Рис. 4. Капелла в Роншане, Франция, 1953. Арх. Ле Корбюзье.
Применен так называемый компонентный подход: читаются стены, крыша, выделен главный вход, оконные проемы

Таблица 3
Формально-предметные характеристики архитектуры и архитектурного дизайна

Период возникновения. Архитектура, согласно пирамиде потребностей Маслоу, призвана удовлетворять базовые потребности человека, поэтому она возникла на самых ранних стадиях развития человечества с появлением его потребности в жилище [20]. Архитектура в период ее возникновения была вполне осознанной деятельностью, поскольку при возведении жилья решались компоненты триединой задачи архитектуры: функция, конструктив, эстетика. При этом «эстетика» решалась в разной степени осознания и целеполагания.

Архитектурный дизайн, основной задачей которого является эстетика, не удовлетворяет фундаментально-базовые потребности человека, поэтому он появился (без осознания его как самостоятельной деятельности) позже архитектуры, когда началось расслоение племен по уровню богатства в зрелом первобытном обществе на этапе производящего хозяйства, присутствовал в постройках наиболее зажиточных слоев общества и не был массовым явлением.

Заказчик архитектуры – социум в лице власти и девелоперов, транслирующих социальный заказ. Заказчик архитектурного дизайна – архитектор, приглашающий дизайнера для решения эстетики объекта, представители бизнеса, провайдеры, увеличивающие продажи услуг и товаров посредством рекламы.

Исходные данные архитектуры: в широком понимании – существующая система создания материально-пространственной среды обитания людей. В узком понимании – совокупность комплексных характеристик площадки строительства и нормативно-правовые акты, касающиеся возведения конкретного объекта капитального строительства.

Исходные данные архитектурного дизайна – характеристики проектируемой и/или существующей архитектуры, где требуется решить третий компонент триединой задачи или разместить дизайн-конструкции.

Продукт, результат деятельности. Архитектура в большинстве случаев – объект недвижимости, архитектурный дизайн – может быть недвижимым, когда является частью архитектуры, но чаще продукт дизайна представляет собой движимые изделия в виде рекламных щитов и вывесок, малых архитектурных форм, городской скульптуры, арт-объектов.

Таблица 4
Социокультурные сущности архитектуры и архитектурного дизайна

Аксиология, система ценностей. В качественной архитектуре воплощается архитектурная идея и художественный образ объекта, построение объема с учетом окружающего его контекста. Архитектура должна быть полезной, удовлетворять потребностям общества и конкретным технологиям, для которых она создана. Прочность – априори присущее хорошей архитектуре свойство. Востребованная архитектура – равнодействующая существующих нормативных требований.

Хороший архитектурный дизайн неотделим от архитектурной идеи и подчеркивает художественный образ объекта. Плохо, когда дизайн отделяется от архитектуры, стремясь быть вызывающе модным, экстравагантным, «клевым».

Мировоззрение архитектуры являет цельную исторически эволюционную картину мира, в котором архитектура имеет созидательные функции гуманизации, прогресса, жизнесбережения и прогрессивного развития. Архитектура обеспечивает утилитарные потребности в жилище, оболочку производственных процессов, создает храмы науки, культуры, духовности. Арх-дизайн на первоначальном этапе своего становления был склонен к временному, отрывочно-фрагментарному миропониманию, но со временем все больше проникается миропониманием архитектуры (рис. 5).

Рис. 5. Пример органичного взаимодействия архитектуры и дизайна в архитектуре.
Источник: 10 Best Designed Buildings in the World From Top Architects. ARCHITECTURE + DESIGN. March 19, 2018.
​​​​​https://www.architecturaldigest.com 

Выводы

1. Архитектурный дизайн призван решать третью часть триединой задачи архитектуры: придание художественно-эстетических качеств зданиям, сооружениям, интерьерам помещений, фрагментам городской среды, а также создание системы дизайн-кода поселения.

2. Истоки арх-дизайна лежат в промышленном дизайне, который, в отличие от архитектуры, работает с более мелкими формами и потому обладает большей гибкостью, большим диапазоном решений эстетики формы, более быстрой реакцией на изменение условий задачи.

3. Архитектурный дизайн формируется в 60-х гг. ХХ в. как ответ на острую проблему художественного оформления быстро развивающегося типового индустриального строительства. Решение данной проблемы было делегировано дизайну, который обладал необходимыми средствами и методами: отношение к зданиям как к промышленным изделиям, поверхностная трактовка внешней формы, высокая скорость исполнения, включение в работу на любой стадии проектирования.

4. На первоначальном этапе взаимодействия архитектуры и интегрированного в нее дизайна между ними возникли методологические противоречия из-за разных их истоков, подходов к художественному формообразованию, представлений о поселениях, историко-архитектурной среде объектов культурного наследия. Со временем острота указанных противоречий снижается, поскольку арх-дизайн переформатирует методы промышленного дизайна в подходы, приемлемые архитектурой: уточняются их цели, задачи, объекты и предметы деятельности, поля возможного распространения, уровни ответственности, формируются механизмы выработки взаимоприемлемых художественно-эстетических решений; происходит органичное взаимообогащение ментальных конструктов арх-дизайна и архитектуры их позитивными качествами.

5. Дизайн в архитектуре ХХI в. становится неотъемлемой объективно необходимой частью архитектуры, такой же, как конструктив, функционально-техническая структура, инженерно-технические системы зданий. Значимость арх-дизайна постоянно повышается в силу перманентного ускорения и усложнения процессов архитектурного проектирования, необходимости разделения труда и узкой его специализации, когда архитектор делегирует дизайнеру полномочия по решению третьей части триединой задачи «польза – прочность – красота».

References

1. Kholodova, L.P. (2017) Architecture and design of architectural environment [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, №4 (60). Available from: http://archvuz.ru/en/2017_4/11  (in Russian)

2. Ceschin, F., Gaziulusoy, I. (2016) Evolution of design for sustainability: From product design to design for system innovations and transitions. Design Studies, V. 47, pp. 118–163.

3. Friedrichsen, U. Was ist der Unterschied zwischen Architektur und Design? [Online]. Available from: https://blog.codecentric.de/2010/02/was-ist-der-unterschied-zwischen-architektur-und-design/ 

4. Kholodova, L.P., Titov, S.S. (2018) The Manhattan code [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 4 (64). Available from: http://archvuz.ru/en/2018_4/8  (in Russian)

5. Aburamadana, R., Trillo, C. (2020) Applying design science approach to architectural design development. Frontiers of Architectural Research, V. 9, Issue 1, pp. 216–235.

6. Kholodova, L.P. (2015) On the place of architecture among the academic sciences of Russia [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.1 (49). Available from: http://archvuz.ru/en/2015_1/9  (in Russian)

7. Ece, N. (2018) Baubiologie: Kriterien und architektonische Gestaltung. Birkhäuser.

8. Schmid, F. (2015) Methodisch Gestalten und systematisch Konstruieren am Beispiel zukünftiger Fassadenlösungen. Wiesbaden: Springer.

9. Glazychev, V.L. (2006) Design as it is. Moscow: Evropa. (in Russian)

10. Bystrova, T.Yu. (2001) Thing. Form. Style: Introduction to philosophy of design. Ekaterinburg: Ural State University. (in Russian)

11. Tepavčević, B., Stojaković, V. (2012) Shape grammar in contemporary architectural theory and design. Facta universitatis. Series: Architecture and Civil Engineering, V. 10, No 2, pp. 169 – 178.

12. Bystrova, T.Yu. (2009) Philosophical issues of creativity in art and design. Ekaterinburg: UGTU-UPI. (in Russian)

13. Bokov, A.V. (2018) Colleagues-competitors: architecture and design in Russia. Academia. Architecture and Civil Engineering, № 3, pp. 5–12. (in Russian)

14. Vlasov, V.G. (2013) Design-architecture and the 21st century [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No.1 (41). Available from: http://archvuz.ru/en/2013_1/1  (in Russian)

15. Melodinsky, D.L. (2020) Short life of buildings in the design-architecture paradigm. Architecture and Modern Information Technologies, No.1 (50), pp. 9-22. Available from: https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/01.pdf  (in Russian)

16. Svalov, M. S. (2018) "Geographical" design. Birth of navigation systems [Online] Architecton: Proceedings of Higher Education, No.2 (62). Available from: http://archvuz.ru/en/2018_2/20  (in Russian)

17. Korotich, A.V. (2020) Current aspects in the formation of national architecture and spatial design [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 1 (69). Available from: http://archvuz.ru/en/2020_1/2  (in Russian)

18. Yefimov, A.V. (2019) Architectural environment design – an architectural profession. Academia. Architecture and Civil Engineering, No. 3, pp. 18–27. (in Russian)

19. Romanovsky, V.G. (2017) Modern orientation of architectural and design education. Creativity and Modernity, No. 2 (3), pp. 29–39. (in Russian)

20. Ziyatdinov, Z.Z. (2018) Second home in the prehistoric world [Online]. Architecton: Proceedings of Higher Education, No. 2 (62). Available from: http://archvuz.ru/en/2018_2/12  (in Russian)

21. Ziyatdinov, Z.Z. (2015) An urban planning tendency: one family has several second homes. Academic bulletin of UralNIIproekt RAASN, No. 4, pp. 14–18. (in Russian)

Citation link

Ziyatdinov Z.Z., Churlyaev B.A. IDENTIFICATION OF DESIGN IN ARCHITECTURE: CONCEPTUAL FRAMEWORK, ESSENCE AND FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT [Online] //Architecton: Proceedings of Higher Education. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/en/2020_3/2/ . – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-2


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 07.07.2020
Views: 261